Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сооружение и оборудование волейбольных площадок






Сооружение волейбольных площадок может прово­диться специалистами-строителями или учащимися под руководством учителя. В обоих случаях учителю необ­ходимо знать правила и нормы строительства площадок.

Площадки могут иметь специальное грунтовое, дере­вянное или асфальтовое покрытие, а также упрощенное грунтовое покрытие,

До начала строительства проверяют состав грунта на месте будущей площадки, выкопав несколько небольших ям (глубиной до 0, 5 м). Это необходимо для определения объема будущих работ, потому что на глинистых грун­тах, плохо пропускающих воду, необходимо строить дре­нажную систему, которая будет отводить дождевую воду с площадки. На песчаных грунтах дренаж можно не де­лать, кроме того, можно частично использовать песча­ный грунт для верхнего покрытия. Площадки рекоменду­ется ориентировать с севера на юг, с тем чтобы во время занятий солнце светило сбоку, а не в глаза играющим.

Строительные размеры площадки 22Х11 -и. В углах ее забивают колышки и по всему периметру площадки натягивают веревку. Далее готовят «корыто» для покры­тия, т. е. на всей площадке вынимают грунт на глубину 15—20 см, дно которого профилируется с уклоном от продольной оси к краям площадки (примерно 0, 5 см па 1 м). Середина по продольной оси должна быть выше продольных краев площадки на 2, 5—3 см. Дренажные канавки выкапывают глубиной 30 см и шириной 40 см с внешней стороны от боковых линий и заполняют сначала щебнем и гравием, а затем песком.

Дно «корыта» тщательно выравнивают. Сначала уби­рают камни, срезают бугры и засыпают впадины, а затем

укатывают катком. Посла первого прохода катка «коры­то» выравнивают еще раз с тем, чтобы при усадке покры­тия площадка была ровной. На подготовленное «корыто.» укладывают покрытие, состоящее из трех слоев. Ниж­ний слой—битый кирпич, щебень, шлак с размерами частиц до 5 см. Толщина этого слоя 10—12 см. После ук­ладки его увлажняют и укатывают. Промежуточный слой (состоит из такого же материала, но с более мелкими ча­стицами—до 2 см) толщиной до 5 см укладывают на нижний, увлажняют и укатывают. Для верхнего слоя ис­пользуют грунт, вынутый при подготовке «корыта», с необходимыми добавками. Если грунт представляет со­бой тяжелый суглинок, в него добавляют крупнозернис­тый песок (60% по объему), а сам грунт предварительно размельчают до порошкообразного состояния. При среднесуглинистой почве песок добавляют в меньшем коли­честве—до 50%.

Хорошее покрытие получается из следующей смеси:

строительно-известковые высевки (75%), строительный мусор, измельченный и просеянный через сито (размер частиц до 2 мм), средний суглинок, измельченный и про­сеянный через сито (15%), и песок (10°/о).

Смесь для верхнего покрытия тщательно перемешива­ют до получения однородной массы и укладывают на хо­рошо увлажненный средний слой. Толщина верхнего слоя должна быть 8—10 см, так как при уплотнении он дает большую осадку. Уложенный слой разравнивают, уплот­няют ручными трамбовками и обильно увлажняют, после чего укатывают катком сначала вдоль площадки, а затем поперек. В завершение всего площадку посыпают мелко­зернистым речным песком. Во избежание ссадин у игро­ков при падениях покрытие площадки крупнозернистым песком запрещается. Поверхность площадки должна возвышаться над землей, чтобы во время дождя ее не за­ливало водой.

Несколько труднее строить площадки с деревянным покрытием (из-за дефицитности материалов), но они удобнее тем, что их можно эксплуатировать с ранней весны до глубокой осени. Для строительства надо приго­товить деревянные бруски сечением 50Х50 мм и доски толщиной 30—40 мм. Сухие, строганные с лицевой и бо­ковых сторон бруски и доски обрабатывают составом, за­медляющим гниение.

Строительство начинают с подготовки «корыта» глу­биной до 10 см и дренажных канавок, как было описано выше. На дно «корыта» поперек площадки плотно укла­дывают деревянные бруски на расстоянии до 70 см один от другого. Под бруски хорошо положить толевые ленты. На бруски вдоль площадки настилают вплотную доски, которые прибивают гвоздями, утопив их шляпки. Гвозди забивают под некоторым углом, так, чтобы они проходи­ли через доску и брусок. Стыки досок делают в одном месте на бруске, поэтому не следует торопиться приби­вать доски. Сначала необходимо рассчитать расстояние между брусками, учитывая длину имеющихся досок.

Настил площадки должен несколько возвышаться над почвой и иметь щели с продольных сторон для свободной циркуляции воздуха под ним. Сверху настил окрашива­ют масляной краской и наносят разметку площадки.

Площадку с асфальтовым покрытием готовят так же, как и грунтовую, но вместо верхнего слоя (на промежу­точный) накладывают слой песчаного асфальта толщи­ной 5 см такого состава: битум № 3— 11 %, песок мелко­зернистый—77%, отходы гашеной извести—12%. Ас­фальт укладывают вручную ровным слоем, затем укаты­вают катком, выравнивая впадины, добавляя асфальт, а затем укатывают окончательно. Поверхность асфальто­вой площадки должна быть также выше окружающей почвы.

Упрощенные грунтовые площадки строят на песчаных и легких суглинистых почвах. Сначала площадку очища­ют от мусора и травы, затем вскапывают на глубину 10 см, разрыхляют, выбирают камни, мусор, битое стекло и вносят необходимые добавки. Так, в песчаный грунт добавляют суглинок (до 15%) и торфяную золу (5— 10%). В суглинистый грунт в таких же пропорциях до­бавляют песок и торфяную золу. Далее весь грунт тща­тельно перемешивают, разравнивают, придают площадке необходимый уклон от продольной оси и укатывают кат­ком.

Чтобы площадки всегда были в хорошем состоянии, за ними нужен надлежащий уход. Сразу после строитель­ства площадки и уборки лишнего грунта ее желательно огородить, чтобы мячи во время занятий и игр далеко не улетали. В школьном дворе вокруг площадки можно по­садить кустарник. Играть на площадке надо только в

спортивной обуви, потому что повседневная обувь с каб­луками портит ее покрытие. Грунтовые площадки до занятий и после них необходимо поливать водой из шланга или лейки, чтобы не было излишней пыли. С деревянных и асфальтовых площадок тщательно сметают песок.

До занятий все площадки необходимо внимательно осматривать, убирать с них камни, стекло, мусор, заби­вать поднявшиеся шляпки гвоздей на деревянной пло­щадке, заливать щели битумом при асфальтовом ее по­крытии. Ежегодно надо проводить ремонт площадок. На грунтовых площадках необходимо разрыхлять верхний слой, выравнивать его, укатывать и подсыпать песок с обильным последующим увлажнением. Следует также счищать траву возле площадки. На деревянных площад­ках нужно своевременно заменять доски, пришедшие в негодность, подкрашивать ее, обновлять разметку, а на площадках с асфальтовым покрытием—добавлять ас­фальт в местах оседания, заливать небольшие неровности битумом.

Оборудование площадок и инвентарь для занятий во­лейболом просты и недороги. Часть оборудования можно изготовить своими силами.

Площадку оборудуют двумя стойками (желательно стандартными, с подъемниками) и сеткой. Если нельзя приобрести стандартные стойки, то рекомендуется ис­пользовать деревянные столбы или металлические 2-дюй­мовые трубы. Столбы закапывают в грунт, а трубы мож­но сделать съемными, для чего их свободно опускают п предварительно врытые обрезки более широкой трубы. В этом случае необходимо делать растяжки, а для крепле­ния сетки на различной высоте на трубу надевать пере­движные хомутики с крючками. Так же можно вешать сетку и в спортивном зале, предварительно жестко при' крепив трубы к стене.

Сетку обязательно оборудуют тросами (вверху и вни­зу). Для ее крепления к стойкам нужны два талрепа. Верх и низ сетки обшивают белой или цветной лентой. При желании можно сделать и ограничительные антенны.

На занятиях по волейболу в школе применяется так­же дополнительное оборудование: скакалки, набивные теннисные и тряпичные мячи, гимнастические палки. Нужно иметь также судейскую вышку, свисток, протоко­лы для соревнований.

ТЕХНИКА ВОЛЕЙБОЛА

Техника волейбола включает комплекс приемов, с по­мощью которых ведется игра. Совершенная техника соз­дает благоприятные условия для успешного решения иг­ровых задач в защите и нападении и базируется на естес­твенной координации движений человека. Только в этом случае можно достигнуть эффективности действий в иг­ре, экономного расходования сил на протяжении всей встречи. Рациональная техника дает возможность игро­ку, даже не обладающему исключительными ростовыми данными, добиться высоких спортивных результатов.

Техника волейбола включает исходные положения, подачи, передачи, нападающие удары и блокирование. Между этими игровыми приемами существует определен­ная зависимость. Так, для блокирования необходим на­падающий удар или обман, нападающему удару обычно предшествует передача, а чтобы передать мяч, надо ввести его в игру подачей. Здесь прослеживается не только зависимость, но и последовательность выполнения того или иного игрового приема. В обособленном поло­жении, как игровые приемы, находятся исходные поло­жения (стойки, перемещения), являющиеся основой для выполнения всех игровых действий с мячом.

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В последнее время у волейболистов снизился, к сожа­лению, интерес к этому разделу техники, что связано с тенденцией формирования команд высокорослыми игро­ками, для которых исходные положения не имеют реша­ющего значения. Например, если волейболисту с обыч­ным ростом для приема высоколетящего мяча требуется совершенная техника исходного положения и последую-

щего прыжка, то для достижения того же результата высокорослому игроку достаточно подняться на носки. Одна­ко надо полагать, что если и высоко­рослый игрок в меру своих возможно­стей овладеет рациональными исход­ными положениями, то его техника будет эффективнее.

Рис. 1

Стоика волейболиста. Все действия волейболиста начинаются из положе­ния стойки. И если эта исходная по­зиция выбрана правильно, если стойка технически грамотна, то создаются предпосылки для высококоордини­рованных движений, успешного вы­полнения всех элементов волейбольной техники. Особо важное значение имеет правильная стой­ка для начинающих волейболистов-школьников. Они не обладают достаточной подвижностью, им надо совершен­ствовать координацию движений, а все это, как было ска­зано, и базируется на правильном исходном положении.

Есть одна рациональная стойка игрока, которая в про­шлом была названа средней (рис. 1). То, что сейчас не­редко называют низкой и высокой стойками, это всего лишь производные положения основной стойки. И таких исходных положений может быть бесконечное множест­во. Они возникают в зависимости от игровой ситуации и характера предстоящих действий. Ноги волейболиста мо­гут быть почти прямыми или согнутыми до полного при­седа, находиться рядом или расставленными до положе­ния выпада вперед или в стороны и т. д. Туловище тоже в зависимости от ситуации может быть наклонено или выпрямлено. Но при всем этом многообразии структуры движений нельзя забывать о принципиальной основе. Она заключается в том, что стойка —это исходное поло­жение, позволяющее выполнить любой игровой прием, а производные этой стойки служат для действий в той и.; и иной конкретной ситуации. Так, для приема мяча, отско­чившего от сетки, игрок несколько прогибается, а при по­даче его тело находится в выпрямленном положении.

Если волейболисту предстоит выполнить верхнюю пе­редачу, он уменьшает расстояние между ногами, а передзащитными действиями, наоборот, увеличивает это рас-

 


Рис. 2

стояние, понижая центр тяжести тела. Причем такое по­ложение зависит не только от игровой ситуации (чем ни­же центр тяжести, тем удобнее перемещаться в горизон­тальном направлении), но и от причин чисто субъектив­ных. Например, от юной спортсменки (в возрасте 13— 14 лет), играющей в защите, нельзя требовать исходно­го положения с сильно согнутыми ногами. Для нее это затруднительно (ноги еще недостаточно окрепли, а вес существенно увеличился), в таком положении она быстро утомляется. А вот опытные волейболисты, хорошо физи­чески подготовленные, сгибая ноги, приобретают боль­шую подвижность, особенно при действиях в защите.

Рассмотрим механизм движения, обеспечивающего го­ризонтальное перемещение. На рисунке. 2 вектором А по­казано направление силы тяжести. Если одна из опор (в данном случае нога, находящаяся сзади) разгибается, то центр тяжести тела благодаря силе этого разгибания направляется вверх-вперед (вектор Б). Равнодействую­щая двух сил (В) будет направлена вперед (при равен­стве силы тяжести и усилий разгибающейся ноги). Чем ниже опускается центр тяжести тела, тем больше вперед (именно вперед, а не вверх) будет направлен вектор Б, т. е. усилие разгибающейся ноги, значит, тем эффектив­нее горизонтальное перемещение (В),

Принимая исходное положение, игрок выставляет впе­ред ногу, разноименную сильнейшей руке. Так, правша выставляет вперед левую ногу, левша— правую. Это объ­ясняется следующим. При ходьбе рука человека движет­ся в обратном направлении движению одноименной нога

(перекрестная координация). Если правая нога впереди, то одноименная рука позади. Поэтому в волейболе (да и в других видах спорта, в которых наиболее важную роль имеют действия руками) движения ногами имеют второстепенное значение. Они помогают рукам, создают им удобные условия для работы. Так, для стойки правши характерно такое положение: когда правая рука впереди, одноименная нога находится сзади, а левая впереди, У левши обратное положение: впереди правая нога. Такая закономерность исходного положения присуща всем во­лейболистам-юношам. У девушек нет резкого различия между силой правой и левой руки. Об этой их особенности не следует забывать при рекомендациях относительно вы­бора той или иной стойки.

Итак, игрок-правша, находясь в стойке, выставляет вперед левую ногу, левша — правую. Волейболистки же, ощущающие неудобство в таком положении, занимают наиболее удобную для них позицию. Руки в стойке распо­лагают так, чтобы кисти были перед грудью. Это создает одинаковые удобства для переноса их в положение как для нижней, так и для верхней передачи. Кисти обращены ладонями друг к другу, пальцы свободно согнуты, а боль­шие обращены кверху. Туловище наклонено вперед, вес тела перенесен в направлении наиболее вероятного дви­жения вперед.

Зачастую волейболисты грешат чрезмерной статично­стью, в то время как самое элементарное переступание с ноги на ногу создает благоприятные условия для после­дующего маневра и движения. Занимая исходное поло­жение и принимая соответствующую стойку, волейболист должен быть всегда в состоянии полной готовности к дей­ствиям, ни в коем случае не «закрепощать» себя, а посто­янно чередовать расслабление с напряжением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.