Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. Каждый, даже начинающий волейболист как-то дви­жется по площадке, воспринимая это как само собой ра­зумеющееся






Каждый, даже начинающий волейболист как-то дви­жется по площадке, воспринимая это как само собой ра­зумеющееся. Однако не каждый игрок умеет быстро и правильно занять удобное положение, гарантирующее четкое выполнение игрового приема. Технике пере­мещений нужно учить, постепенно вырабатывая у во­лейболистов хорошую подвижность. Не следует, однако,

путать хорошую подвижность с суетливостью, когда игроки бесцельно мечутся по площадке. Подвижность должна быть осмысленной.

Шаги —самый простой способ передвижения на пло­щадке. Продолжая оставаться в стойке, волейболист де­лает так называемый приставной шаг, который (незави­симо от направления движения) всегда начинают с ноги, находящейся впереди.

При необходимости увеличить расстояние перемеще­ния делают двойной шаг. В этом случае движение начина­ют с ноги, стоящей сзади по отношению к направлению перемещения (вперед—с правой ноги, а назад—с ле­вой). В методической литературе часто высказывается мнение, что в волейболе нельзя применять двойные шаги в стороны. В результате этого игроки, на­ходящиеся на задней линии и выполняющие защитные функции, при движении по флангам скорее «пританцовы­вают», нежели перемещаются, а во время блокирования из-за опасения наступить на ногу партнеру боятся к нему приблизиться. Между тем двойной шаг позволяет быстро и четко преодолевать довольно большие расстояния, а при блокировании—двигаться с партнером бок о бок. Поэтому полностью отвергать двойной шаг в сторону не следует, но для его выполнения нужно предварительно сделать полуоборот в сторону движения.

Скачок — это двойной шаг, но только с фазой полета в конце движения. Он дает возможность быстро переме­щаться и в то же время создает устойчивое положение для выполнения последующего игрового приема.

Бег. Передвигаясь, волейболист находится в стойке, и это несколько сковывает его движения. При беге же игрок заботится лишь о конечной фазе движения, где он занимает исходное положение для выполнения игрового приема. Для этого волейболист должен быть готовым стартовать еще до того, как мяч начал свой полет, и уже в начале бега определить направление перемещения.

Падения (в прямом смысле этого слова) трудно отне­сти к исходным положениям, так как его выполняют пос­ле взаимодействия с мячом. Однако падение не должно выключать волейболиста из игры. Оно является как бы переходным моментом для принятия нового исходного по­ложения. Вот почему падения целесообразно включить в раздел техники перемещений.

Рис. 3

Необходимость в падении возникает в случаях, когда волейболист стремится расширить зону своих действии, сблизиться с далеко летящим мячом. Чтобы избежать ушибов при падении, применяют перекат.

Наиболее простой перекат на спину (рис. 3). Волей­болист делает энергичный выпад к мячу (а), не теряя ра­вновесия, поворачивается на носке опорной ноги в сто­рону падения и садится на пятку (б, в). Затем нога опи­рается на всю ступню, что приближает волейболиста к полу (г), с чего собственно и начинается перекат. Сам перекат нужно выполнять не на середине спины, а не­сколько сбоку, с тем, чтобы избежать ушибов остистых отростков позвоночника, рельефно выделяющихся у под­ростков. Надо принять положение «круглой спины» {е, ж, з), подбородок прижать к груди, чтобы избежать уда­ра затылком о площадку.

Опытные волейболисты для увеличения радиуса дей­ствий в момент приседания не опускаются нл пятку, а разгибают опорную ногу в колене, что обеспечивает даль­ность перемещения. Так можно делать только тогда, ког­да игрок опустился достаточно низко и перемещение его

Рис. 4

происходит над самым полом (разгибание ноги вверх опасно для последующего приземления).

Падение на бедро — это своего рода разновидность па­дения с опорой (рис. 4). Приземляются в такой последо­вательности: сначала поверхности площадки касается ко­лено, потом бедро и, наконец, руки. И тут волейболисту не обойтись без наколенников, предохраняющих боковую поверхность колена. Важно не опираться непосредственно на колено, а как бы «убрать» его под себя. Благодаря это­му и достигается касание пола именно боковой поверх­ностью бедра.

Самое сложное приземление— падение с перекатом на груди (рис. 5), так как ему предшествует значительная фаза полета. Взаимодействие с мячом происходит в безо­порном положении (а). Игрок после шага или бега оттал­кивается одной ногой (а не двумя, как это пытаются делать некоторые игроки чаще всего для внешнего эффекта) и направляют тело вперед-вниз. Отбив мяч внешней (обя­зательно внешней) стороной ладони или кулака, игрок

ставит ладони рук на пол (б). От правильной постановки рук, совпадающей с направлением движения центра тя­жести тела, зависит безопасность приземления. Если руки поставлены слишком близко, произойдет закидывание те­ла и волейболист может удариться о площадку подбород­ком. Здесь для самостраховки надо несколько отклонить голову, а затем опуститься на плечо сильнейшей руки и сделать кувырок. Если же руки поставлены слишком да­леко, волейболист рискует упасть плашмя. Для некоторо­го смягчения приземления в таких случаях рекомендуется подтянуть тело вперед и сделать перекат на груди, а за­тем скользить на животе с последующим разведением рук в стороны для избежания травмы лучезапястного сустава (в).

Лучший вариант приземления перекатом на груди — сочетание упругого (без задержки) сгибания рук и сколь­жения с перекатом на груди и животе.

Прыжки. В отношении этого раздела перемещений су­ществуют различные мнения. Есть попытки провести ана­логию между волейбольными прыжками и прыжками лег­коатлетического типа. Между тем техника выполнения во­лейбольных прыжков имеет свои специфические особен­ности, главная из которых заключается в так называемом напрыгивании.

Что же такое напрыгивание и что оно дает волейбо­листу? Представим себе девочку, прыгающую через скакалку. Она это делает без устали. Но если та же де­вочка начинает прыгать через длинную веревку, которую вращают ее подруги, ритм прыжка замедляется и тогда девочка между прыжками делает «междускок», т. е. еще один небольшой прыжок. Если попросить девочку не де­лать «междускока», а дожидаться, когда можно прыгнуть непосредственно через веревку, то она быстро устанет, так как вынуждена прыгать с места.

Русский физиолог И. М. Сеченов назвал подобное яв­ление эффектом рессорности. Предварительно растянутая мышца сокращается с большим эффектом. Если же такое растягивание, сокращение и расслабление мышцы будет иметь оптимальный ритм, то утомление наступает не ско­ро. Девочка долго и свободно прыгает через скакалку, потому что в момент приземления мышцы-разгибатели, удерживая вес тела, растягиваются. Затем они, сокраща­ясь, подбрасывают тело, словно пружина, и расслабляют-

ся. Все это происходит в большей степени рефлекторно. Такое напрыгивание естественно.

Примерно то же происходит и с волейболистом. Если он хочет свободно и достаточно высоко прыгать, то дол­жен прежде всего освоить напрыгивание. Для напрыгивания можно отталкиваться как левой, так и правой но­гой. Проще всего отталкиваться толчковой ногой, но это не всегда правильно. Напрыгивание надо выполнять с та­ким расчетом, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для дальнейших действий руками. Если игрок вы­полняет передачу в прыжке, то не имеет значения, с какой ноги он начинает напрыгивание. Ведь обе руки работают равномерно. Другое дело — блокирование. Здесь имеет значение, в какую сторону будет перемещаться игрок. Ес­ли он перемещается влево, то напрыгивание осуществля­ется левой ногой, а правая идет вперед, и наоборот.

При нападающем ударе напрыгивание зависит от того, какой рукой будет выполнен удар. Если игрок готовится провести удар правой рукой и в замахе перед прыжком отвел ее вниз-назад, то вперед должна пойти правая нога, а напрыгивание осуществляется левой ногой. И наоборот, при ударе левой рукой вперед идет левая нога, а для напрыгивания отталкиваются правой.

Итак, перемещение волейболиста—это подготовка к основным игровым действиям, успех которых зависит от того, насколько тщательно они подготовлены.

ПОДАЧИ

Мяч в игру вводят подачей, и команда получает очко только в том случае, если мяч введен в игру ее игро­ком. Без успешной подачи команда никогда не получит очка, в лучшем случае она выиграет только право подачи.

Команда, игроки которой плохо владеют подачей, не может рассчитывать на хорошие результаты в соревнова­ниях, так как подача является и средством нападения. Поэтому игрок обязан выполнять подачу так, чтобы зат­руднить действия противника, а подав мяч, быстро занять свое место на площадке для участия в игре.

При выполнении подачи игрок наблюдает за противни­ком только до подбрасывания мяча, а в момент подбра­сывания и удара он должен смотреть па мяч, чтобы точно ударить рукой.

Рис. 6

По характеру движения ударяющей руки и положения игрока по отношению к площадке в момент удара по мячу различают следующие способы подачи: нижние прямые и боковые подачи, верхние прямые и боковые подачи.

Нижняя прямая подача (рис. 6) выполняется из ис­ходного положения, когда игрок стоит лицом к сетке;

сместив центр тяжести тела к сзадистоящей ноге. Бьющая рука отведена назад в положение замаха. Другой рукой, согнутой в локтевом суставе, игрок держит мяч перед со­бой на уровне пояса или несколько ниже. Подбросив мяч на высоту 20—30 см вверх, игрок маховым движением руки производит удар по мячу. Вместе с движением уда­ряющей руки игрок разгибает сзадистоящую ногу, пере­нося центр тяжести тела на ногу, стоящую впереди.

Следует отдельно рассмотреть положение кисти бью­щей руки. Раньше мяч ударяли основанием ладони. Те­перь же считается наиболее рациональным удар мяча не крепко сжатым кулаком, когда большой палец вместе с указательным образуют своеобразную «площадку». Вот этой площадкой и надо ударять по мячу. Причем удар здесь можно наносить и без замаха, коротким и резким движением. Это удобнее и проще.

Нижняя боковая подача (рис. 7) выполняется из ис­ходного положения, когда игрок стоит боком к сетке (ле­вым боком при ударе правой рукой и правым боком при ударе левой рукой). Ступни ног расставлены на ширину плеч на одной линии, параллельной лицевой. Ударяющую руку свободно отводят вниз—в сторону для замаха, рука с мячом на уровне пояса, туловище несколько наклонено вперед. Подбросив мяч на 50—70 см, игрок с началом опускания мяча посылает ударяющую руку вперед-вверх. перенося одновременно центр тяжести тела на ногу, стоя-

 

 

 

Рис. 7

тую впереди по движению, и ударяет по мячу. Рука после удара свободно продолжает движение, а игрок поворачи­вается лицом в сторону полета мяча и быстро занимает свое место на площадке. И в боковой подаче можно отка­заться от удара по мячу основанием ладони, а перейти на удар не крепко сжатым кулаком, как при нижней прямой подаче. Такое положение кисти потребуется в последую­щем для выполнения планирующей подачи.

Разновидностью описанных подач является подача без подбрасывания мяча, а с отведением из-под него руки. Важно, чтобы в момент удара мяч находился в воздухе, а не лежал на ладони. При этой подаче рука с мячом в исходном положении находится несколько выше. Подача без подбрасывания облегчает действия игрока со слабой координацией движений,

Нижние подачи несложны, поэтому более доступны для начинающих игроков. Применяя нижние подачи, мо­жно сравнительно легко добиться большой точности и скорости падения мяча (последнее достигается увеличе­нием высоты траектории полета мяча). Успешное овладе­ние нижними подачами позволяет перейти к двусторон­ним учебным играм значительно раньше.

Верхняя прямая подача (рис. 8). В исходном положе­нии игрок стоит лицом к сетке и держит мяч одной рукой на уровне груди. Ударяющая рука кистью опущена вниз-вперед (о). При подбрасывании мяча вверх игрок откло­няет туловище назад, а тяжесть тела переносит на сзади-стоящую ногу (б), затем ударяющую руку (опережая подбрасывание мяча) вскидывает вверх, локоть отводит в сторону, а плечо назад (а). При вскидывании локоть

идет вверх — в сторону, как бы вытягивая за собой кисть «из кармана», с одновременным отведением плечевого сустава назад. Заняв нужное положение, локоть останав­ливается, а кисть продолжает движение вверх (но не за голову) (г). Наблюдая за подброшенным мячом, игрок не теряет из поля зрения и ударяющую руку. С последо­вательным разгибанием сзадистоящей ноги, движением туловища вперед и кистью руки вперед-вверх он произво­дит удар по мячу (д) и заканчивает его винтообразным движением туловища с выводом руки к противоположно­му колену (е). Кисть руки должна быть опущена как в исходном положении, так и в момент замаха. Постепен­но игрок приобретает способность изменять степень напряжения кисти в момент удара в зависимости от его силы.

По мере овладения верхней прямой подачей игрок мо­жет отводить ударяющую руку в исходное положение для удара до подбрасывания мяча, что позволяет ему на­блюдать за командой противника до последнего момента и быстро подать мяч в нужное место. При этом способе подачи мяч подбрасывают на меньшую высоту, а удар производят по мячу, находящемуся почти в верхней точ­ке или в начале его опускания.

Чтобы попасть мячом в нужную часть площадки, при ударе необходимо правильно наложить кисть ударяющей

руки на мяч. Для этого требуется своеобразное нацели­вание рукой и зрительный контроль за ней. В этих усло­виях амплитуда движения руки будет минимальной, а ус­корение кисти к моменту удара незначительным.

Для увеличения силы удара энергично включают в ра­боту туловище: в момент замаха рукой его отводят на­зад. Такое движение позволяет не только усилить удар, но одновременно сохранить хорошее нацеливание рукой, а следовательно, и точность. Однако наибольший эффект дает энергичная концовка движения туловищем и рукой, что обеспечивает высокую скорость полета мяча.

Иногда в целях усиления удара игрок отводит кисть руки назад за голову, увеличивая этим амплитуду движе­ния и ускорение кисти. Однако такой способ затрудняет возможность правильно наложить кисть руки на мяч, что снижает точность попадания мяча в нужную часть пло­щадки. Сила удара в основном зависит не от работы ру­кой, а от движения туловищем.

В верхней прямой подаче наилучшим образом сочета­ются высокая точность и различная скорость полета мя­ча: от минимальной, с падением его возле сетки на пло­щадке противника, до полета со средней скоростью напа­дающего удара. Особенно важна верхняя подача для разрушения тактических замыслов противника. Сильная, нацеленная подача на пасующего игрока может нару­шить все замыслы противника в нападении.

Верхняя боковая подача (рис. 9) выполняется из. того же исходного положения, что и нижняя боковая по­дача, только ноги несколько больше согнуты. Мяч дер­жат одной рукой на уровне пояса или чуть ниже (а). При подбрасывании мяча туловище отклоняют назад и в сто­рону ударяющей руки, одноименную с ней ногу сгибают, руку свободно опускают в положение замаха вниз—в сторону (б). Удар по мячу производят разгибанием ноги, движением руки и, что самое главное, вращательным движением туловища (в). В результате этого удар по мя­чу рукой происходит не над головой, а как бы перед со­бой, для чего собственно и нужен наклон туловища на­зад. Подачу заканчивают поворотом лицом к сетке и вы­ходом на площадку (г).

Для увеличения силы удара игрок, овладев этой про­стой формой боковой подачи, может применять более со­вершенный способ подбрасывания мяча—вперед по движению.

Рис. 9 В этом способе мяч подбрасывают вперед по на­правлению удара и выше, чем обычно. Выполняя удар, игрок к обычным движениям ног. туловища и руки до­бавляет «наваливание» тела в сторону удара с переступанием в этом направлении. Движение «наваливания» увеличивает силу удара.

Рис.10 37

Ценность этой подачи—в большой скорости полета мяча. Поэтому перед игроком, выполняющим ее, стоит главная задача: не потеряв подачи, послать мяч с макси­мальной скоростью, иногда даже в ущерб точности. В тех случаях, когда подающий недостаточно уверенно выпол­няет подачу, амплитуда движения руки укорачивается. Для обеспечения большой точности мяч можно подбра­сывать и двумя руками, но повыше, чтобы сделать полно­ценный замах для удара.

Применяют и другой способ выполнения этой подачи, когда замах производят до подбрасывания мяча и удар выполняют не по опускающемуся мячу, а по мячу, нахо­дящемуся в верхней точке или взлетающему. В этом слу­чае нужно подбрасывать мяч вверх и в сторону бьющей руки (рис. 10).

Все другие подачи, существующие в практике, явля­ются производными от вышеизложенных и применяются в зависимости от индивидуальных особенностей игроков. Наибольший интерес из всех разновидностей подач пред­ставляют собой подачи с вращением мяча, которое обязательно при сильных подачах, и подача без вращения мя­ча с эффектом так называемого планирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.