Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивирование студентов к получению знаний






«Мотивация— побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т. п.) и установок в поведении субъекта.»[7]

«Стимулирование - процесс и методы внешнего побуждения человека к тому или иному поведению, деятельности. Стимулирующим воздействие становится только тогда, когда вызывает интерес, совпадает с внутренними потребностями, соответствует культуре и индивидуальным особенностям. Стимулирование придает динамику деятельности, способствует формированию мотивов по отношению к ней. Стимулирование, в частности, в учебной деятельности или управлении, может осуществляться и материальными, и духовными средствами. Принятие человеком морального (духовного) стимулирования свидетельствует о целостности его сознания, о зрелости. Если в первом случае человек стимулируется зарплатой, премиями, то во втором – поощрениями грамотой, добрым словом, благодарностью в приказе, признанием заслуг. В педагогике к стимулирующим методам относят не только поощрение, но и порицание (выговор, низкая отметка, лишение чего-то, высмеивание и др.), если оно тоже побуждает изменить поведение в лучшую сторону. В отличие от внешнего стимулирования существует внутреннее – самостимулирование как волевое самопринуждение к активной деятельности.»[1]

На текущий день предоставленная тема, несомненно, является важной как для учащихся так и для педагогов. Это обуславливается тем, что с каждым годом энтузиазм учащихся к учебе заметно падает. Хотя поступая учиться в ВУЗ, человек стремиться заполучить знания, навыки и умения, которые помогли бы ему обрести независимость, добиться успеха и благополучия.

По мнению некоторых педагогов ВУЗов, мотивация учащихся зависит только от их личных волевых качеств и стремления к получению новых знаний. На мой взгляд это совершенно правильно. Во основном, в отсутствии мотивации у студентов, виноваты преподаватели.

Наиболее существенным недостатком большинства преподавателей ВУЗов является преподавание “голых знаний. То есть они пытаются дать большое количество “голых” познаний, без оценки их адекватность в текущей ситуации и без обоснования их нужности. Однако учащийся ВУза – это никак не ученик, которому можно заявить “так надо”, учащемуся необходимо еще разъяснить каким образом данные знания ему понадобятся в будущем. И ежели педагог дает ответ в духе “в жизни все может пригодиться, учащийся по понятным причинам утрачивает энтузиазм. Учащийся приходит в ВУЗ никак не за знаниями, он приходит за тем, чтобы стать хорошим работником, а это совсем разные вещи. Преподаватель должен уметь доказать учащимся, что его предмет действительно станет полезен в их грядущей деятельности.

Не наименее принципиальным считается и отсутствие связки студент – педагог.

Иными словами, если между обучающимся и преподавателем нет иного контакта, кроме минимальных начитанных часов, ни о какой мотивации учащихся говорить не приходится. Учащемуся очень важно, что бы преподаватель был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью по любому даже глупому вопросу.

Не самое последнее место в данном списке занимает отсутствие уважения к учащимся. Этим в особенности отличаются педагоги, которые считают собственных студентов недобросовестными к учебе, хотя зачастую, у учащегося элементарно не выходит разобраться в предмете. И вот когда он подходит к преподавателю с вопросом и слышит что-то вроде: “Лучше нужно было слушать, я все было дано на лекциях, идите изучайте”, – то мотивация к дальнейшему получению знаний пропадает практически мгновенно. Какой бы ни был студент, он - личность, которая желает к себе соответственного отношения.

На основе всего вышесказанного можно ответить на вопрос: как мотивировать студентов?

1. Заинтересовать учащегося – один из главных побудителей мотивации.

2. Использование способа кнута и пряника, т.е. за успехи в учебе поощряют “автоматом”, а за отсутствие на занятиях наказывают излишними вопросами на экзамене.

3. Ориентирование не на оценку, а на результат. Этот пункт немного идентичен с первым, однако различия все же имеется. Суть его заключается в том, что учащегося нужно не только заинтересовать предметом, но и раскрыть для него возможности практичного применения познаний.

В заключении хотелось бы сказать, что к процессу мотивирования нужно подступать с различных сторон исходя из того, что любой человек имеет собственные приоритеты и ценности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.