Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельностный подход, сущность, характеристики






В деятельностном подходе личность, ее формирование и дальнейшее развитие рассматриваются с точки зрения практической деятельности как особенной формы психической активности человека. Согласно данному подходу, внутреннее богатство каждой личности определяется многообразием видов той деятельности, в которую действительно включен человек, а также тем личностным значением, которым он наполняет эти виды деятельности.

Для осмысленияния сущности деятельностного подхода к личности необходимо отметить:

- данная форма активности для человека не является наследуемой генетически, она возникает у него в процессе усвоения какого-либо социального опыта, жизни среди других людей;

- деятельность предметна и реализуется в ее продуктах, в ней отражены навыки, умения, знания, язык, ценности, накопленные человечеством;

- деятельность субъектна, поскольку она подчинена потребностям, мотивам, целям индивидума (субъекта);

- средствами освоения деятельности являются процессы взаимной замены внешних (практических) и внутренних (мыслительных) действий.

Главный акцент в деятельностном подходе указывает на общественную сущность личности. То есть, личность рассматривается как совокупность социальных черт (качеств, свойств), которые человек приобретает в предметной деятельности, выполняя нужную социальную роль с позиций собственного положения в обществе. Социальная среда, в которой проживает человек, занимаясь социально нужной деятельностью, вступая в деловые и межличностные отношения с иными людьми через общение, есть источник развития его личности.

Целостность взглядов на личность с позиций деятельностного подхода никак не ликвидирует разнообразия точек зрения российских психологов на отдельные принципиальные факторы данной проблемы. Главные разногласия касаются вопросов соотношения социального и биологического начал личности, самого понятия личности, его соотношения с понятиями «индивидум» и «индивидуальность», психологической структуры личности, процессов ее формирования и становления.

Считается, что в отечественную психологию термин «деятельность» в первый раз использовал М. Я. Басов. По его убеждению, активность первична относительно важных психических процессов, в частности условных рефлексов. До этого проблема деятельности практически выпадала из зоны научных интересов (и не только в психологии). Яркое тому доказательство - отсутствие в Великий Советской Энциклопедии (1-е издание) статьи «Деятельность».[6]

Глубокое исследование деятельностного подхода реализовано в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Исходным в их подходе стала трактовка деятельности, которая была предоставленна К. Марксом. Согласно этой трактовке, изменяя наружный мир, человек изменяет и свою психическую природу. В этом проявляется принцип целостности сознания и деятельности. Были, естественно, и отличия во взглядах данных экспертов. Так, С. Рубинштейн, отвергая саму активность как объект исследования психологии, говорил, будто объект психологии - это психика в деятельности. Леонтьев же утверждал, Что именно сама деятельность напрямую должна входить в предмет психологии своим особым содержанием. [6]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.