Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути и методы развития образовательной системы ВУЗов.






Применение деятельного подхода в вузовском образовании должно учитывать изменение особенности иерархического развития личности студента при переходе от курса к курсу.

«Проведенные в высшей школе исследования свидетельствуют о том, что развитие личности студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной производственной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Таковы в общих чертах те факторы и обстоятельства, которые обусловливают специфику процесса становления личности на разных курсах вуза.»[5, глава II].

Далее в своей монографии они обращают внимание на то, что было бы неверным сводить формирование того или иного качества лишь к овладению знаниями, умениями, навыками. Это необходимо, однако не достаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействия на отношение к реальности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности учащегося. К примеру, нельзя не считаться с тем, что первокурснику присуще усиленное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных притязаний, оценок, фактов, собственного поведения. Данному возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает лишнее недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям института. Однозначность оценок, иногда необдуманный скептицизм, как типичная форма утверждения, требуют гибкости в подходе к обучению молодых людей, умения применять и совершенствовать лучшие стороны ее психики, направлять в нужное русло ее поведение, умения помочь сохранить родное юношеское горение, рвение к высоконравственным эталонам, действиям, высокое чувство политической и гражданской зрелости, интереса.

Следует учесть еще и то, что в отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового опыта, который учит обожать труд, почитать старших и их лучшие традиции, оценивать материальные блага, созданные народом, беспристрастно оценивать накопленные человечеством духовные ценности. Как отмечает И. С. Кон, «юность нуждается в руководстве (а не в надзоре)».[8, стр. 167]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.