Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые решения онтологических проблем в философии Нового времени.






Как никогда ранее философы 17-18 веков последовательно развивали и проводили взгляды на природу и Бога, по другим онтологическим вопросам, разделившись на непримиримые лагеря монистов и плюралистов, материалистов и идеалистов, идеалисты на объективных и субъективных, а материалисты на метафизиков и диалектиков. Школы материалистов и идеалистов сложились в средневековых спорах о природе универсалий. Из умеренного номинализма вырос за эпоху Возрождения материализм. В Новое время под материализмом стали понимать желание все объяснять действием только естественных, природных причин, а под идеализмом понимается поиск деятельности объективного или субъективного Разума. Материалистов и идеалистов объединяет монизм, он требует от тех и других вместе противостоять дуализму и плюрализму.

Монизм, дуализм и плюрализм решают вопрос о природном единстве мира. Монисты утверждают, что единство мира есть, законы природы везде одинаковы, люди мир понять и объяснить истинно когда-то смогут. Смелость мысли монистов видна, например, в предложенных ими гипотезах происхождения Метагалактики и сознания человека. Конечно, материалисты доказывают, что сознание – продукт естественного развития природы, высшая форма отражения, а идеалисты утверждают, что материя суть продукт деятельности сознания, но оба непримиримых оппонента едины в своем монизме. Дуалисты утверждают, что материя и сознание не выводимы друг из друга и представляют собой два параллельных, хоть и коррелирующих мира. В критике ошибок примитивного выведения современными им материалистами и идеалистами материального и идеального друг из друга Декарт и Кант очень сильны, они дали мощные импульсы развитию как материализма, так и идеализма. Но в конкретных вопросах они скатывались со своего дуализма либо в материализм, либо в идеализм, не находя ничего третьего для позитивного объяснения явлений природы и общественной жизни. Наиболее ярким представителем плюрализма в данную эпоху был Лейбниц. Плюрализм верно указал на бездоказательность утверждения, что все можно объяснить исходя из единого начала. Человек действительно многомерен: природен и социален, космичен и очень земной, сознателен и бессознателен, животен и растителен, материален и идеален, изменчив и неизменен от рождения до смерти, наделен или обделен душевностью и духовным богатством – человек являет собой пример плюралистичности своего бытия. Может и неверно искать единое начало бытия всему множеству очень разных объектов, но верно ли изначально допускать множественность таких начал? Позиции монизма, дуализма и плюрализма не нашли и доныне достаточного обоснования, но из каких позиций исходит человек – очень важно знать для правильного понимания этого человека.

Материализм эпохи Просвещения называется механистическим за то, что действительно берет аргументацию в основном из единственно далеко продвинувшейся в те века науки – механики. Отцом механистического материализма стал Т.Гоббс. Он провозгласил важнейшей целью современной ему философии изучение природы, чтобы предвидеть результаты человеческого вмешательства в нее. Душа по Гоббсу – функция тела, сознание – реакция на раздражители. Гоббс возродил атомизм и детерминизм Демокрита. Д.Локк с другом И.Ньютоном были натуралистами. Натурализм вооружился изобретениями телескопов и микроскопов, дифференциальным и интегральным исчислением, волновой и корпускулярной теориями света, законами механики, понятиями силы, ускорения и целым категориальным аппаратом естествознания. Библией материализма стала «Система природы» барона П.А.Гольбаха, вышедшая в 1770 году. Сами материалисты, между тем, были не едины: материалисты делились на вульгарных, метафизиков и диалектиков. Вульгарный материализм примитивно объявлял сознание видом материи, сейчас – поля. Метафизический материализм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция изучал человека как самозаводящуюся машину, вершину эволюции животных, рассматривал, как человеком движут потребности, остерегаясь говорить о природе сознания. Мир статичен, пространство и время независимы от тел в них, абсолютны е вместилища тел и событий. Материализм Д.Дидро диалектически пытается связать сознание с материей, предполагая, что всей материи присуще свойство отражения, но в живой природе оно эволюционирует вплоть до сознания. У Дидро мир беспрерывно зарождается и умирает, новые звезды вспыхивают, а старые гаснут и гибнут. Материя находится в непрерывном движении в пространстве и во времени как ее атрибутах. У Лейбница тоже пространство и время относительны, абсолютного покоя нет.

Дж. Беркли создает новое течение идеализма – субъективный идеализм. Объективный идеализм создал еще Платон. Этот вид идеализма был единственным, пока будущий пастор 25-летний Дж.Беркли не решил попробовать сокрушить материализм изнутри. Материализм держался в гносеологии на сенсуализме. Беркли довел основы сенсуализма до логического абсурда, вскрыв, что «материя» - всего лишь словечко и как чувственно данный предмет не существует. Критика Беркли ошибок механистического материализма и объективного идеализма оказала существенное влияние на их развитие, но и вызвала ответную критику учения Беркли, справедливого обвинения его в солипсизме и непоследовательности, смыкании в конечном итоге с объективным идеализмом.

По вопросу о Боге в 17-18 веках к панентеизму и пантеизму добавились деизм и атеизм. Господствовавший в Средневековье панентеизм был по мере роста научных знаний потеснен деизмом. Ньютону, Вольтеру, Руссо, Лессингу, Франклину и Джефферсону, (в России деизм представлял Пнин) Бог нужен только для первотолчка, после которого, как в заведенных часах, все происходит закономерно без божественного участия – это и есть деизм. Но Ньютон снабжал епископа аргументами для лекций в пользу существования Бога и яростный оппонент Ньютона Лейбниц боролся с механистическим материализмом за «изгнанного им Бога». Спиноза, Гете были пантеистами, придерживаясь взглядов Д.Бруно. Ирония судьбы Спинозы: отлучен от церкви по обвинению в атеизме за доказательство, что «природа – причина самой себя», хотя именно он активно отвергал атеизм, считая его аморализмом. А Ламетри заявил Наполеону, что в гипотезе Бога он не нуждается и был действительно атеистом, хотя и высокоморальным человеком. Гельвеций тоже был атеист, подмечая, что у власти и церкви один кошелек, а Гольбах в работах «Разоблаченное христианство» и «Карманное богословие» тоже подчеркивал, что церковь заставляет людей поднимать руки вверх главным образом затем, чтобы удобнее было очищать карманы. Но атеисты не вносили столь большого вклада в борьбу с клерикализмом, как деисты, люди верующие, но возмущенные деятельностью католической и протестантской церквей, сеявших фанатизм и суеверия, мешавших борьбе с феодализмом. Именно Вольтер, прозванный королем философов яростнее всего нападал на церковь, заканчивая даже письма друзьям словами: «Раздавите гадину!», имея в виду церковь. Вместе с тем ему льстили и считали долгом переписываться Фридрих II и Людовик XV, Екатерина II и папа Бенедикт XIV. Его переписка с монархами Европы очень повлияла на реформы в Англии, Германии и России. Деисты проповедовали естественную религию, без церквей прямого общения верующих с Богом. В России только после революций 1917 года добились светского образования и невмешательства церкви в дела государства, свободы вероисповедания и совести, тогда как деисты и атеисты европейского Просвещения добились для своих стран гораздо большего еще в 17-18 веках. Д.Локк еще был активным антиклерикалом и сторонником естественной религии. Философия эпохи Просвещения вся оптимистично верит в Разум, волю и труд человека. «Если труд доходен и полезен согражданам – он почтенен»-утверждал Лессинг. Прославлялось служение не Богу, а народу и прогрессу, своим радостям жизни. «Не мораль опирается на религию, а религия нуждается в эксплуатации морали»- писал Шефтсбери.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.