На перевале 3360

Спустившись с перевала, мы направились вниз по Каскеленскому ущелье. Финишной точкой маршрута была верхняя Каскеленская трасса, на которую мы должны были спуститься через поселок Известковый. В прошлом году изначально мы шли вниз по хорошо и протоптанной топе, но затем тропа уходила резко вверх. Валерий Афанасьевич тогда решил, что лучше мы пойдем по зарослям вниз, т.к. там будет идти легче и должны быть тропы. В итоге, вначале нам тогда пришлось спускаться по зарослям вниз, переходить реку и затем идти в сторону поселка в зоне леса. Человеческих троп мы тогда так и не нашли, попадалось много звериных троп, которые всячески обрывались и дорога вела в никуда. К поселку, мы, в конечном счете, тогда вышли, но спуск отнял много времени и сил. Зато места там, где мы спускались, были дикие и очень красивые.

В этот раз мы решили не повторять прошлогодних ошибок и идти строго по тропе, чтобы спуск был максимально комфортным и безопасным. Спускаясь вниз, мы проходили по большому пастбищу, где паслись лошади. Лошадей в тот день было довольно много, и один раз они даже нам перебежали целым стадом дорогу, чем немного взволновали некоторых ребят. Вскоре тропа начала уходить вверх по холмам. На этот раз мы спокойно пошли по тропе. Накануне нам наш старый товарищ Андрей Куций говорил, что если идти по Каскеленскому ущелью строго по тропе, никуда не сворачивая, то мы выйдем прямо в поселок Известковый. Изначально мы шли строго по тропе, но вскоре тропа начала уходить в правую сторону, а поселок Известковый оставался левее. Тут мы и подумали: что-то здесь не так. Ведь та тропа, которая уходила вправо вела совершенно не в поселок Известковый, куда нам надо было. В поселке Известковый мы должны были позвонить Валерию Афанасьевичу для того, что бы он нас забрал, ведь до верхней Каскеленской трассы от поселка идти еще километров 20. Ребята сели отдохнуть, а Я с Арманом, Яшей и Женей пошел на разведку. Мы обошли все вдоль и поперек, но так тропы и не увидели, которая вела бы в поселок. Затем отправили на разведку Яшу с Денисом в другую сторону, но и они вернулись, ни с чем. Да еще пока ждали ребят, мухи не давали покоя. Вскоре они меня вывели настолько, что я уже начал ругать их неприличными словами. Эти гадкие мухи не давали нам покоя еще до тех пор, пока мы не спустились к поселку. Т.к. мы не нашли ни одной тропы, пришлось спускаться вдоль леса по крутизне прямо в лоб. Спуск оказался изнурительным, местами приходилось пробираться сквозь заросли, ноги убивались.

К концу спуска натоптыши на ногах окончательно стерлись. Во время спуска мы неоднократно падали, нас кусали мухи, повсюду были зверинные следы. Если в прошлом году спускаясь по Каскеленскому ущелью, я успел насладиться красотой мест, то здесь уже было не до этого. Да и места были там не очень живописные и совершенно нехоженые. Повсюду в разных местах лежали поломанные веточки деревьев, по которым было понятно, что в том ущелье кто-то ходит. Мы предполагали, что это медвежьи следы, т.к. ветки лежали так, как будто, специально их кто-то сломал. Вскоре мы нашли еще и скелет животного, от которого исходил жуткий запах. После этого стало еще больше понятно, что в ущелье есть живность. В принципе, это было логично. Ведь Каскеленское ущелье – это заповедная зона и люди там редко ходят. Вместо запланированного комфортного спуска, мы получили бурю негативных эмоций, усталость и стертые ноги. После такого спуска мы сами себе сказали, что больше в Каскеленское ущелье ни ногой. За те 2 раза, что мы спускались по этому ущелью, так и не нашли нормальных человеческих троп.

Вскоре мы вышли на старую проселочную дорогу, по которой когда-то ездили машины, а сейчас там все поросло травой. Идти по этой дороге было сплошным удовольствием. Арман с Альбиной на спуске по дороге отстали от нас, пацаны убежали вперед, а я решил их дождаться, тем более по пути нашел скамейку из бревен, где и присел отдохнуть. Когда Арман с Альбиной подошли, мы пошли дальше. Ребята сидели чуть ниже и ждали нас. Мы их догнали и пошли дальше. Когда мы вышли на асфальтированную дорогу, вдоль дороги стояли тракторы. В ущелье полным ходом шли строительные работы. Водитель одного из тракторов, увидев нас, жутко испугался. Его взгляд был таким безумным, будто он дикарей увидел. Мужик был сильно удивлен, когда увидел в столь забытом людьми месте толпу туристов с большими рюкзаками. Минут через 15 мы вышли к поселку Известковый. Дальше мы дошли до беседки и встали на заключительный обед. Как раз и время уже было обеденное – 13.00. Спустились мы конечно в этот раз гораздо быстрее, чем в прошлом году, но и сил на спуск затратили намного больше, чем в прошлый раз. Перед обедом мы сделали заключительные фотографии на Женин фотик, который всё-таки включился после большого перерыва.

Поселок Известковый (конец маршрута)

Во время обеда мы доели всю оставшуюся колбасу, сало и сыр, кусков было больше, чем всегда. Также мы доели оставшиеся сухари. Последние 2 дня мы доедали мои сухари, поэтому получилось, что я их носил в рюкзаке на протяжении всего маршрута, вплоть до последнего дня. Когда Арман попытался поднять мой рюкзак, ему показалось, что к концу маршрута он так легче и не стал. Он еще спросил меня, чего я там такого набрал? У всех рюкзаки к концу похода стали значительно легче, а мой как был тяжелым, так и остался. Во время обеда Арман позвонил Валерию Афанасьевичу. Валерий Афанасьевич сказал, что через час-полтора подъедет и заберет нас. Мы тем временем еще немного посидели на обеде и потихоньку пошли вниз. Буквально через 5 минут после того, как мы вышли, Валерий Афанасьевич подъехал и забрал нас. По поселку Известковый мы еще прилично проехали на машине, пешком бы это было точно до вечера. Примерно через час мы уже были в городе. Так и подошел к концу маршрут 2 категории сложности под руководством Армана и Альбины.

За те 3 года, что я занимаюсь горным туризмом, я успел сходить на 4 спортивных маршрута: 2 маршруте 1 к.с. – участие и 2 маршрута 2 к.с. – участие. Самым интересным и романтичным маршрутом был маршрут 1 к.с. в прошлом году под руководством Армана Саматова и Альбины Тин. На тот маршрут ходило 15 человек, где каждый участник был уникален по-своему. Также я ходил тогда на маршрут со своей бывшей девушкой, а помимо меня там еще было 2 пары, что придавало романтики и авантюризма маршруту. Много было прекрасных моментов тогда, поэтому теперь есть, что вспомнить. Маршрут 2 к.с. под руководством Валерия Афанасьевича Шестернина был самым суровым и опасным маршрутом. Именно на том маршруте мы поняли, какого это идти в дождь, снег и град целыми днями, каково это рано утром обувать мокрые и холодные ботинки и затем идти в этих ботинках целый день и какого это спускаться с перевала в 12 часов ночи, а затем ночевать на леднике в жуткий пронизывающий холод. Именно на том маршруте мой организм адаптировался к холодному климату, и мы поистине прокачали свою суровость, стойкость и упорство.

Маршрут 2 к.с. под руководством Армана и Альбины для меня был самым непредсказуемым маршрутом за всю историю походов. Практически каждый день на маршруте у нас шел не по плану. На данном маршруте мы впервые наблюдали, как сходит лавина с ледника, как погода может меняться каждые 5 минут, какого это сидеть под полиэтиленом полдня с надеждой, что погода станет лучше. Также на данном маршруте мы научились принимать быстрые и неожиданные решения. Мы поняли, к чему может привести отсутствие какой-либо важной снаряги, или напротив наличие некачественной снаряги. Маршрут научил многому, было немало и положительных моментов, и отрицательных, но в целом маршрут завершился превосходно. На данном маршруте лично я понял, что за год многое поменялось, я стал более выносливым и суровым, чем раньше. Мне стало ходить в удовольствие больше расстояния, и я стал более закаленным. Раньше я любил себя жалеть, маршрут 2 к.с. для меня был пределом, ведь ходить по горам больше недели было не по мне. Теперь для меня маршруты 1 и 2 к.с. – это слишком легко и я хочу ходить на более сложные и длительные маршруты. Для этого нужно тренироваться, ведь любой профессиональный спортсмен становится таковым только в том случае, если усердно тренируется и с каждым разом усложняет себе задачи. Спасибо нашим руководителям – Арману и Альбине за прекрасный маршрут и бесценный опыт, который они нам дают на тренировках и на маршрутах. Не важно, сколько маршрутов кто прошел, важно то, что дал вам каждый этот маршрут. Лично для меня каждый маршрут был по-своему интересный и поучительный. Теперь помимо участия я собираюсь вести людей и набираться опыта в качестве руководителя походов. Это совершенно новый уровень, который требует большей ответственности, но с другой стороны – это бесценный опыт, который пригодится еще и в жизни. Ведь каждый маршрут приучает к дисциплине, ответственности и учит человека адаптироваться к любым непредвиденным ситуациям. На этом мой рассказ подошел к концу. Большое спасибо тем, кто прочитал его до конца. Надеюсь, каждый из вас узнал для себя что-то новое и полезное. Ждите новых рассказов. Любите природу, горы, а самое главное – берегите себя!