Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация рефлексивных кругов






Рефлексивные круги можно разделить на следующие виды:

По тематике — на интеллектуальные, творческие, событий­ные, ситуативные.

По субъект-субъектным отношениям - на личностные и социальные.

По формам проведения: есть рефлексивный круг с круговым обсуждением, рефлексивный круг с обсуждением в малых груп­пах, рефлексивный круг с перекрестным обсуждением или дис­куссией.

По времени проведения: во время урока, перед уроками, по­сле уроков, во время проведения классного часа, во время про­ведения внеклассного мероприятия, внеплановое.

Все упражнения и задания, которые проводятся на рефлек­сивных кругах, условно можно разделить на четыре группы.

Упражнения первой группы направлены на фор­мирование прогностической (от слова «прогноз») оценки предстоящих действий ребенка. Они помогают осмыслить предложенную ситуацию и подобраны так, что действия ребенка


становятся более обдуманными. Эти упражнения направлены на обучение детей способам организации своего рабочего или сво­бодного пространства и времени. Ребенок начинает задавать се­бе вопросы:

- Чем я буду сейчас заниматься?

- Что для меня сейчас важнее?

- Насколько мне это необходимо?.

- С какой целью я буду этим заниматься?

- Как долго я буду этим заниматься?

- Что мне это даст?

В результате ребенок начинает осознавать возможные при­чины своих успехов или неудач, он учится предвидеть результа­ты своих действий и принимать решения. Постепенно у него формируется мотивация достижения успеха, он начинает пони­мать, что будущий успех необходимо планировать.

Упражнения второй группы направлены на фор­мирование действий анализа. Их целью является формирова­ние умений анализировать как свою деятельность, так и дея­тельность своих товарищей. У детей постепенно вырабатывается привычка фиксировать достижения своей жизни, анализировать результаты происшедшего, соотносить их с ранее поставленны­ми целями. Они учатся осознавать и вербально описывать соб­ственные действия. Каждый ребенок начинает вести позитив­ный внутренний разговор о самом себе, формируется его адек­ватная самооценка, он имеет возможность проанализировать и осознать те качественные изменения, которые произошли с ним за последнее время. Здесь отрабатывается навык осознания учащимися происходящего в классе и с классом; описываются свои чувства, переживания, мысли; обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их от­тенки. Дети учатся понимать эмоциональное состояние других людей, предоставляется возможность коррекции восприятия других людей, развивается межличностное доверие.

Третья группа упражнений направлена на обеспе­чение получения обратной связи с учащимися. Они помогают


учителю дать текущую оценку ситуации не только в конце, но и во время действия. Цель этих упражнений:

•'- посмотреть, какой настрой (настроение) у ребят в классе;

- на основе этого внести корректировку в систему своей ра­
боты.

Обратную связь можно получить, используя вербальные средства (анкеты, тесты, незаконченные предложения, игры, ви­зуальную наглядность). Можно - и невербальные средства: на­блюдение за настроением, состоянием. В результате полученной информации учитель делает соответствующие выводы. Его Дей­ствиями могут быть:

- беседа со всем классом;

- намечается объект наблюдения;.

- намечается объект контроля;

- планируется консультация со специалистами;

- продумывается мера помощи;

- меняется форма проведения урока;

- меняется характер задания;

- меняется сложность задания;

- меняется форма проведения рефлексивного круга;

- по-другому формируются группы и пары для совместной
деятельности;

- ставятся цели и подбираются упражнения для очередного
занятия.

Но эти упражнения дают ученику и уникальную возмож­ность получения обратной связи от остальных учеников, то есть узнать, каким видят и воспринимают его другие. Здесь соотно­сится самооценка и оценка тебя другими учениками класса. Это используется в дальнейшем для коррекции собственных дейст­вий, что развивает умение видеть себя со стороны. Формируется новый тип отношений с самим собою и окружающими.

В четвертую группу входят упражнения, направлен­ные на создание ситуации успеха: не только радостное на­строение и не только атмосфера удовлетворенности от своей деятельности, но и атмосфера ожидания радости в следующий раз. Такие упражнения помогают ребенку как проанализировать


свои действия, так и увидеть результаты других ребят, сравнить себя с ними. Но, самое главное, они дают возможность прогно­зировать радость от своих действий.

Подбирая упражнения для проведения рефлексивных кру­гов, учителю валено:

- грамотно адаптировать все упражнения для своего класса в
соответствующей обстановке;

- владеть определенным набором средств, которые способ­
ствуют снятию психологических барьеров и скованности, созда­
дут доброжелательную обстановку;

- предпочитать работу в малых группах, что ставит учащих­
ся в такие условия, где каждый будет иметь возможность выска­
заться и быть услышанным, где из мнений каждого складывает­
ся общее мнение группы;

- не повторять упражнения, чтобы не потерять новизну для
детей, не притупить остроту ощущений, что может привести к
шаблону и неискренности.

Особо следует продумать вопрос о месте проведения, где будет проходить рефлексивный круг. Подумайте, какое поме­щение лучше подойдет для проведения выбранного вами уп­ражнения. Желательно, чтобы оно было с привычной для детей обстановкой, чтобы в нем не было большого количества разно­образных предметов, которые могут отвлекать детей во время занятий.

Заранее подготовьте все необходимые материалы и повесьте на дверях табличку с просьбой не заходить к вам во время про­ведения рефлексивного круга, чтобы ничего не отвлекало вас и ребят.

Продумайте, как ребята будут сидеть. Чаще всего действи­тельно нужен круг, но есть упражнения, когда можно работать и в привычной для них обстановке классной комнаты. Есть уп­ражнения, когда стулья совершенно не нужны, а иногда лучше предложить сесть на коврик на полу.

В зависимости от цели, темы и выбранных форм время про­ведения рефлексивных круга варьируется от 10 до 40 минут. Та­кие круги могут проводиться до уроков, между уроками или в


конце дня по усмотрению учителя. Непосредственно на уроке рефлексивный круг занимает 3-5 минут. Его можно включать как в начало урока, так ив конец или в любой удобный момент урока.

Если рефлексивный круг проводится в начале рабочего дня или урока, то он может стать своеобразным косвенным настроем на работу, с использованием музыки, небольшой игры или за­теи, чтения специально подобранных рассказов, стихов.

Возможно, дети поговорят о прошедшем дне или уроке, сде­лают прогноз на предстоящую работу, выработают правило ус­пешной деятельности.

К месту здесь будет и рефлексивная деятельность, направ­ленная на выявление уже имеющихся знаний, на планирование работы. Это может быть самооценка или взаимооценка, к при­меру, проведенного теста на выявление знаний по новой теме, то есть создается ситуация «интеллектуального конфликта», по­сле чего формулируется учебная задача и намечается небольшой план действий для изучения этой темы. Кроме того, это может быть выработанный вместе с детьми особый ритуал начала ра­боты.

Сам ход рефлексивного круга состоит из трех моментов: ра­зогрева, так называемой рабочей части и завершения.

Не стоит начинать рефлексивный круг сразу с выбранного вами упражнения или разговора. Дайте ребятам возможность перейти от одной формы работы к другой, настроиться на рабо­ту в круге, помогите забыть им то, чем они занимались пять, де­сять минут назад, и быстрее включиться в новый вид деятельно­сти, помогите вспомнить особенности работы в круге.

Для этого подбираются особые упражнения для так назы­ваемой «ломки льда». Не обязательно они должны быть связаны с темой занятия. Главная цель этих упражнений - снять напря­жение, излишнюю возбудимость, настроить на работу.

Очень хорошо сюда подойдут упражнение «Поменялись местами», которое поможет заодно и рассадить слишком болт­ливых друзей, которые изначально сели вместе, и упражнение


 




«Миксер», где ребята, разговаривая в маленьких группах, уви--дят, что не так страшно говорить перед другими.

Далее следует рабочая часть, где проводятся основные уп­ражнения по теме рефлексивного круга.

Подбирать упражнения следует соответственно возрасту и развитию детей. Не теряйте контроль над временем. При необ­ходимости логично прерывайте упражнение - пусть оно завер­шится на следующем занятии. Если дети маленькие, специально планируйте проведение выбранного вами упражнения по час­тям. Это будет также стимулом к тому, что дети будут ждать следующего занятия.

Не разрешайте детям отнимать время у других рассказами или действиями, не относящимися к теме занятий. Используйте приемы прерывания, чтобы возвращать их к теме. И, что осо­бенно важно, скажите ребятам, что нет игры ради игры и, по возможности, перед каждым упражнением или после спраши­вайте у детей о целях этих упражнений, их значимости для клас­са в целом и каждого в отдельности.

Способность управлять одновременно и содержанием, и про­цессом является ценным умением ведущего группы. Термин прогресс употребляется здесь, когда речь идет о взаимоотноше­ниях между участниками группы. Иными словами, процессом называется все то, что составляет область взаимоотношений в группе - мысли, чувства и поведение участников непосредствен­но на занятии.

В завершение каждого рефлексивного круга проведите одно из упражнений для получения обратной связи, подведите итоги, не забудьте поблагодарить детей за работу.

Рефлексивные круги создают коммуникативные условия для того, чтобы слушать другого, говорить перед другими, командою вать, подчиняться, сотрудничать. Между учащимися складыва­ются отношения в психологически безопасной форме.

Благодаря рефлексивным кругам дети могут вынести из школы в самостоятельную жизнь необходимые социальные на­выки и качества личности. К таким навыкам, в первую очередь,


относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответст­венность за свои поступки.

Требуется немало времени, чтобы эти навыки были вырабо­таны. Поэтому, чем раньше развивать их в детях, тем мы можем быть более уверенными в том, что они смогут проявить их даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Проводя рефлек­сивные круги, учитель получит уникальную возможность по­мочь детям развить в себе сильные стороны своего характера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.