Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советы напоследок.






Учитель должен уважать право ребенка быть непохожим на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.


Деятельность ребенка может быть иной, чем та, которую учитель хотел бы навязать ему. Но это уже будет насилием над свободой, если педагог начнет сталкивать ребенка с той дороги, которую он сам себе наметил.

Для того чтобы ребенку найти работу, чаще всего нужен тол­чок извне.. Таким толчком в классе служит дидактический разда­точный материал, различные игры, упражнения, приспособлен­ные для саморазвития, косвенный настрой на работу.

Надо помнить, что свободная работа основана на абсолют­ном доверии к ребенку, на вере в его стремление к познанию окружающего мира, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий.

...Итак, позади первые девять дней школьной жизни ваших первоклашек. Что же делать дальше? С удовольствием работать! А если возникнут какие-либо проблемы, то, возможно, их помо­гут решить упражнения, представляющие собой рефлексивные круги, которые представлены далее.

Методическую основу этих упражнений составляют актив­ные методы обучения. К таким методам относятся дискуссия (как групповая, так и в парах); анализ конкретных жизненных ситуаций; создание проблемных ситуаций и их последующий анализ; игры: ролевые, имитационные; драматизация; элементы социально-психологического тренинга.

Рефлексивные круги не похожи на обычный урок, хотя и не обязательно ставить стулья именно в круг. Используются, как правило, формы игровой и развивающей деятельности, в част­ности, организационно-деятельностные игры и упражнения, со­циально-психологические тренинги, в процессе которых уча­щиеся усваивают новые знания, понятия.

Независимо от специфической цели, каждая такая игра явля­ется структурированной обучающей ситуацией, которая позво­ляет участникам получать новое представление о себе и форми­ровать новые модели поведения. Основное отличие традицион­ных методов обучения от организационно-деятельностных игр заключается в том, что первые обращаются только к интеллекту,


 




а вторые затрагивают личность обучаемого - его мысли, чувст­ва, знания, интерес.

Причем, основной акцент при этом делается на рефлексии участниками собственной деятельности и той ситуации, в кото­рой эта деятельность осуществляется.

В результате развивается рефлексивный компонент мышле­ния, а значит, и такие мыслительные способности, как способ­ность к обобщению, анализу, абстракции. Благодаря рефлексии учащиеся начинают умело анализировать свою деятельность, объективно смотреть на себя со стороны.

Рефлексия является одним из основных средств, способст­вующих эффективному общению. Более того, рефлексию счита­ют ключевым моментом развития личности.

Психологами выделяется два типа рефлексии (по предмету, на который они направлены).

Рефлексия как техника осмысления процесса, способов, ре­зультатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в ре­зультате которого появляются уверенность в себе, желание ви­деть себя как бы «со стороны». Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятель­ности, способствует осмыслению помех и затруднений в кон­кретных ситуациях, нахождению способов их преодоления.

Рефлексия состояний. Она направлена на осознание своих переживаний и состояния в ходе работы. Человек должен пони­мать причины возникновения у себя таких состояний, как раз­дражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоя­нием легче справиться или, наоборот, смоделировать его. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособ­ность.

В ходе игровых упражнений, которые можно подобрать в различной литературе по практической психологии, учитель имеет возможность подарить детям особое время. При этом класс получает новые впечатления, каждый приобретает опыт общения друг с другом совершенно не так, как на обычном школьном уроке. Правильно организованный рефлексивный


круг обогащает детей душевной теплотой, чуткостью и уваже­нием друг к другу.

После проведения игровых упражнений дети анализируют и обсуждают полученный ими опыт, а учитель помогает им выра­зить и обсудить свои впечатления. Рефлексия проявляется именно на основе конкретного опыта, приобретенного детьми в ходе проигрывания ими заданий и сценок.

Используя рефлексивные круги, можно иметь уникальную возможность соединить дошкольный и внешкольный опыт ребят со школьным. Через игру, общение, познание создается возмож­ность вхождения в школьную жизнь, так как общеизвестно, что освоение школьной жизни осуществляется более успешно, если ученику присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированности учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения. Общение на рефлек­сивных кругах позволяют педагогу создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищенности.

Рефлексивные круги способны помочь в решении многих проблем.

Некоторым детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Совершая агрессивные поступки, они пытаются привлечь к себе внимание. Есть дети, которые имеют низкую самооценку, за­стенчивы или не уверены в себе, они опасаются, что другие лю­ди могут обнаружить их слабые стороны. Рефлексивные круги дают возможность помочь таким детям справиться со своими страхами и стрессами и ощутить единение с другими детьми.

Важнейшая задача педагога - укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Специально подоб­ранные упражнения помогут вселить в детей надежду.

Дети так же, как и взрослые, стараются поступать правиль­но, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что -нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. На рефлексивных кругах дети учатся принимать решение - са­мостоятельно или в группе.


 



4 Гов



Боясь испортить отношения со взрослыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, I когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду I других, не выражают свою точку зрения. Развивать в детях от­крытость и мужество выражать свое отношение к другим можно на рефлексивных кругах.

На самых первых рефлексивных кругах многие дети не зна­ют, как вести себя в непривычной для себя внеурочной обста­новке, чувствуют стеснение, не умеют говорить перед другими, не знают, что говорить, и почти все дети не приучены слушать других. Выделяются только отдельные личности. До тех пор, пока в классе не возникнут чувство доверия и чувство единства, дети не смогут ощутить дух сотрудничества и радость взаимо­помощи.

Вот поэтому важнейшей задачей учителя на первых порах является налаживание межличностных отношений. Доверие и сплоченность - составляющие рефлексивного круга, его своеоб­разный «магический клей». Именно это вызывает притяжение или отталкивание членов любого коллектива. Не думайте, что дети сразу же начнут доверять вам и другим ученикам класса. Будьте терпеливы, если столкнетесь с сопротивлением или на­стороженностью со стороны учащихся.

Следует вместе с детьми обсудить, в чем необычность реф­лексивного круга, и разработать правила успешной работы в круге. Дети не сразу понимают нормы и правила работы в круге (высказываться по очереди, поддерживать друг друга, не пере­бивать говорящего и т. п.). Приходится неоднократно демонст­рировать им образцы желаемого поведения и постоянно подкре­плять новые формы взаимодействия, объяснять, насколько важ­но говорить по очереди, не повторяться, быть откровенными, обращаться именно друг к другу, а не к учителю.

В первое время в поведении детей наблюдается насторожен­ность. Как правило, их тревожит ситуация с новыми для них правилами. У них нет возможности спрятаться за спины других. Они не знают, как в новой для них ситуации себя вести, чтобы понравиться учителю и другим детям.


Настороженность в неизвестной обстановке - это вполне нормальное чувство. Не заставляйте детей насильно включаться в работу, если они боятся или еще не готовы. Скажите детям, что в классе никто не будет над ними смеяться, если они скажут что-нибудь не то, никто не станет оказывать на них давление. Надо, чтобы прошло какое-то время, чтобы дети смогли выска­зывать свое мнение о других и принимать их мнение о себе.

На первых занятиях следует применять работу в парах, по­скольку детям поначалу легче говорить друг с другом, чем с це­лой группой. Дети должны уточнить собственные чувства и мысли, найти безопасные способы их выражения.

Постарайтесь не говорить «учительским тоном». Говорите так, чтобы способствовать возникновению спокойной, непри­нужденной атмосферы. Дети должны почувствовать, что работа в рефлексивном круге отличается от работы на обычном уроке.

Доверие и сплоченность возникают не за один раз, но по­степенно от круга к кругу возрастают.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.