Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осмыслить понятие «ученик» поможет рефлексивный круг последнего дня организационного периода.







 




Необходимо подготовить несколько предметов. Предметы могут быть такие: коробочка, тетрадь, ситечко для чая, губка для мытья, веточка и т. п.

В классе образуется столько групп, сколько намечается взять предметов.

Каждая группа получает один из предметов, и только им учитель говорит, что это символ образа ученика. Предлагается доказать, что это так. Дается время на подготовку, а затем все группы выслушивают. Детям удается быть очень убедительны­ми, и тогда учитель спрашивает, так каким же должен быть ученик?

Разговор получается очень интересным. Учитель имеет воз­можность получить обратную связь, узнать, насколько глубоко поняли его ученики сущность учения.

В конце дня уже по традиции дети отмечают свое настрое­ние, Учителю не всегда удается пообщаться лично с каждым ребенком, поэтому можно предложить ребятам отметить причи­ны своего настроения на листочке, где уже написаны предпола­гаемые ответы:

- общая атмосфера в классе;

- недовольство собой;

- собственная успешность в работе;,,

- отношение ко мне других ребят;

- отношение ко мне учителя;

- сегодняшняя погода;

- состояние здоровья;

- очень личное;

- задания, которые я выполнял;

- то, о чем я прочитал;

-другие причины (по возможности укажите, какие).

:..Так изо дня в день учитель, предоставив детям свободу
действий, учит их, как пользоваться этой предоставленной им
свободой


ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Что представляет собой свободная самостоятельная деятельность в школе?

Свободная самостоятельная деятельность первоклассников в группе продленного дня может стать вариантом закрепления пройденного материала и самостоятельного знакомства с новой темой.

Учащимся предоставляется право работы в автономном ре­жиме. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя цель деятельности, напрямую связывая ее с усвоением предметных знаний, осуществляет планирование своей деятельности и дает оценку полученным результатам. При этом доминируют методы самостоятельной работы со специально разработанным дидак­тическим материалом при минимальной консультационной по­мощи учителя.

Свободная самостоятельная учебная деятельность учащихся предполагает:

- выбор объекта изучения учеником (предмет, тема);

- реальную возможность в постановке конкретных целей;

- самостоятельный отбор наиболее целесообразных средств
для достижения поставленных целей;

- выбор форм деятельности, самоконтроля, самооценки;

- выбор мер помощи;

- выбор места деятельности;

••- выбор продолжительности деятельности;

- выбор партнера (партнеров) в соответствии с их индивиду­
альными способностями и интересами.

Какие этапы предполагает свободная самостоятельная деятельность?

Постепенно в результате рефлексивно-оценочной деятельно­сти совместно с детьми вырабатывается следующий порядок действий:

1. Подготовка рабочего места.

2. Рефлексивный круг.

Л


3. Самоанализ ситуации. Это может быть:

- просмотр текущих тем по предметам;

- анализ ошибок, допущенных в прошедших контрольных
работах;

- редактирование сочинения;

- знакомство с новым дидактическим материалом, книгами;

- желание выполнить общественно полезную работу;

- желание выполнить поделку по труду.

 

4. Индивидуальная постановка целей (в тетрадях).

5. Планирование работы, исходя из поставленных целей.

 

6. Реализация намеченных планов с постоянной самооцен­
кой, оценкой учителя или товарищей.

7. Фиксация в тетради сделанного.

8. Самоанализ проделанной работы.

9. Совместная рефлексивно оценочная деятельность в итого­
вом кругу.

Следует обратить внимание на целенаправленное формиро­вание этапов свободной самостоятельной деятельности. Пом­нить, что необходимо обучать, как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посто­ронней помощи.

Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в раз­витие личности, но особое внимание следует уделять рефлек­сивно-оценочной деятельности. Не жалеть времени на проведе­ние рефлексий, в ходе которых учитель, используя ряд вопросов и упражнения, помогает учащимся осмысливать свои действия.

Вот, как выглядит примерный план проведения свободной самостоятельной деятельности и результат проведенных реф­лексивных упражнений:

 

Этапы (выполняемые действия) Вопросы, которые, возможно, возникают у учащихся после прове­денных рефлексивных упражнений
   
I. Ориентация в ситуации: сво­бодная самостоятельная дея­тельность начинается с того, что во время рефлексивного круга, который может длиться от 5 до - Что сегодня за день? - Чем он отличается от других дней? 1..' • •,. '•••.'-•;! •'" •.. -•• •• ''•'•' ••.'.•' '.•; •, '•' • •.: .• ' '

Продолжение табл.

 

   
40 минут, в зависимости от вы­бранного упражнения, учитель косвенно настраивает учащихся на работу  
II. Анализ ситуаций и самостоя­тельная постановка цели в виде промежуточных целей - Чем я буду сегодня занимать­ся? - Что мне сейчас важнее? - Насколько мне это необходи­мо?
III. Обоснование детьми своего выбора (может проходить как со всем классом, так и по группам или индивидуально, в зависимо­сти от выбранных упражнений) - Почему именно этим я буду сегодня заниматься? - С какой целью я буду сегодня этим заниматься? - Что мне это даст?
IV. Отсюда возникает потреб­ность в следующем этапе - этапе планирования - Как долго по времени я буду этим заниматься? -Сколько мне необходимо зада­ний, чтобы поупражняться?
V. Реализация намеченного пла­на (этот план делится, соответ­ственно, на подэтапы). 1) Определение порядка дейст­вий по составленному плану. 2) Выбор содержания заданий по интересующей теме, так как они представлены в разных формах: а) карточки, перфокарты, дидак­тические игры, учебники разных авторов, справочная литература, научная литература; б) по сложности. 3) Осмысление детьми заданий и оценка собственных сил - С чего буду начинать? Поче­му? - Чем я воспользуюсь, реализуя свою цель? - Какой сложности задания я выберу? - Смогу ли я выполнить это за­дание?

 


Продолжение табл.


Окончание табл.


 


   
4) По необходимости - выбор помощи:. - консультация учителя; — консультация товарища; - опора в виде схемы; - алгоритм рассуждений; - вариантность заданий - Как я это сделаю? а) подойду за консультацией к учителю? б) обращусь к товарищу? в) буду ли пользоваться опорой или алгоритмом рассуждений? г) воспользуюсь ли вариантно­стью заданий?
5) Выполнение работы учащи­мися самостоятельно. 6) Проверка результатов выпол­ненных работ в разных формах: - взаимопроверка; - самопроверка; - проверка учителем; - проверка учеником-консуль­тантом; - воспользовался образцом; - воспользовался ответами. 7) Соотнесение результатов с собственным прогнозом. 8) Анализ полученных результа­тов (по содержанию работы). 9) Анализ полученных результа­тов (по самооценке). - Какой формой проверки вос­пользуюсь? - То ли я ожидал получить? - Почему были допущены ошибки? Мои дальнейшие дей­ствия. - Почему работа была безоши­бочной? Мои дальнейшие дей­ствия. - Насколько развита моя само­оценка?
VI. Заканчивается свободная самостоятельная деятельность вновь рефлексивным итоговым кругом, где вырабатываются предложения по индивидуаль­ной работе каждого ученика, ~? Что хорошего было сегодня? - Что плохого? - Что мне надо сделать, чтобы следующий раз было еще лучше?

 


 

   
группы учащихся или класса в целом для успешной работы в следующий раз  

Как организовать свободную самостоятельную деятель­ность?

Для организации свободной самостоятельной деятельности рекомендуется использовать две формы:

1) частичное ограничение свободы выбора времени и места
работы;

2) полная свобода учебной деятельности.

Первая форма рекомендуется в первые месяцы обучения. Частичное ограничение свободы выбора времени и места ра­боты продиктовано тем, что:

- ребенок, только что пришедший в школу, не имеет опыта
пользования предоставляемой свободой, как не имеет опыта
учебной деятельности вообще;

- этот адаптационный период совпадает с обучением грамо­
те, где роль учителя огромна, особенно при обучении письму.

Цели этого периода;

- показать возможности самостоятельной учебной деятель­
ности;

- заложить основу для формирования опыта свободной са­
мостоятельной учебной деятельности;

- совместно с детьми выработать правила самостоятельной
работы;

- использовать возможность позаниматься с меньшей груп­
пой детей, что позволяет выслушать каждого, поставить руку при
письме.

В это время каждый день в отрезок времени, отведенный для проведения свободной самостоятельной деятельности, входят:

- рефлексивный круг;,

- один-два мини-урока социальной жизни;

- непосредственно самостоятельная деятельность;

- итоговый круг.


 


В первые дни учащиеся занимают рабочие места по указа­нию учителя и работают определенное учителем время.

1. Столы в кабинете расставлены как бы по трем зонам, ус­
ловно названным:

- математическая (самостоятельная);

- языковая (самостоятельная);

- обучение грамоте (работа с учителем).

2. Учащиеся тоже делятся соответственно на три группы:

- по усмотрению учителя;

- по желанию учащихся.

 

3. В течение дня каждая группа должна поработать в каждой
зоне.,

4. Переход осуществляется через равные промежутки време­
ни по условному сигналу. Необходимость в такой форме прове­
дения свободной самостоятельной деятельности отпадает, когда
учащиеся приобретут первые навыки самостоятельной деятель­
ности, то есть начнут самостоятельно принимать решения и де­
лать выбор из предложенного содержания работы. Возможно,
этот период совпадет с окончанием букварного периода.

Такая форма организации свободной самостоятельной дея­тельности может быть рекомендована и в случаях, когдз возни­кает проблема с восстановлением балласта при выборе предме­тов изучении, если другие формы (рефлексия, беседы) были не­действительны.

В итоге такая форма проведения свободной самостоятельной деятельности завершается выработкой определенных правил.

Вторая форма организации свободной самостоятельной дея­тельности, где учащимся предоставляется полная свобода учеб­ной деятельности, является основной.

Цель этого периода: целенаправленное формирование у ре­бенка способности к самостоятельному усвоению окружающего мира и становление и развитие внутренней свободы личности с ее способностью к осуществлению полного цикла целостной структуры человеческой деятельности: целеполагание, планиро­вание; реализация намеченного, рефлексия. Рекомендуется по­сле адаптационного периода. Включает в себя:

- рефлексивный круг;


 

- дидактический круг (при необходимости);

- непосредственно самостоятельную деятельность;

- итоговый круг.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему заниматься умствен­ной деятельностью долгое время. Поэтому звонков для тех ре­бят, которые занимаются свободной самостоятельной деятель­ностью, нет. Ребята могут отдыхать, когда захотят, закончив выполнение какой-то работы.

После рефлексивного и, при необходимости, дидактического кругов учащиеся переходят непосредственно к самостоятельной деятельности. При этом все в классе продумано так, чтобы лик­видировать всякое принуждение.

Создается такая обстановка, которая позволила бы ученикам работать автономно и, по необходимости, группами.

1. Парты расставлены не в ряд, как обычно, и не по зонам,
как в предыдущем описании, а стоят автономно и, по возможно­
сти, изолированно.

2. Ни у кого нет определенного места: ребенок садится там,
где ему больше нравится - один или с товарищем - как он сам
захочет.

3. Кроме того, есть коврики, которые дети могут расстелить
на полу, занимаясь тем материалом, что сами выбрали на одной
из полочек, стоящих вдоль стен класса.

4. У каждого есть возможность уйти поработать в читальный
зал школьной библиотеки или в школьный коридор.

Как быть с дисциплиной?

Важнейшим условием свободной деятельности является дисциплина.

В чем же заключается принцип дисциплины при свободе? Как достичь дисциплины в классе свободных детей? Какая должна быть дисциплина, основанная на свободе? Безусловно, она должна быть деятельной. Ребенок, искусственно приведенный к молчанию, как и к неподвижности, обезличен, а не дисциплини­рован. Дисциплинированным можно назвать такого человека, который сам себе хозяин, вследствие чего умет владеть собой.


Но свобода - это не значит вседозволенность. Учитель, ко­нечно, не допускает проявление в ребенке всего, что может ос­корбить или навредить другим.

Свобода не состоит в том, чтобы предоставит^ детей самим себе, а в том, чтобы следить за деятельностью ребенка и уметь направлять ее, никак и ни в чем ее не насилуя. Свобода не ис­ключает повиновение учителю, но требует того, чтобы это по­виновение было осознанным и добровольным.

Первое понятие, которое должен усвоить ребенок, для того чтобы быть деятельно дисциплинированным, это понятие о доб­ре и зле. Но цель учителя не в том, чтобы ребенок отождествлял неподвижность с добром, а деятельность со злом. Это формы традиционной дисциплины. А целью должно стать стремление дисциплинировать ребенка к добру, а не дисциплинировать его к подчинению.

Формирование такой сознательной дисциплины происходит на рефлексивных кругах и на мини-уроках социальной жизни.

Постепенно вырабатываются следующие правила.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СВОБОДНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. В классе и школе разговаривай шепотом.

2. По классу и школе ходи тихо, спокойно.

3. Начатую работу доводи до конца.

4. Взятый материал или книгу положи туда, где ты брал.

5. Если тебе не нужна помощь, то положи на край парты кар­
точку красной стороной кверху.

6. Если тебе нужна помощь, то переверни карточку желтой
стороной кверху.

7. В туалет можно выйти, не спрашиваясь у учителя. Доста­
точно взять для этого заранее оговоренный предмет (у нас были
большие игрушечные бусы - для мальчиков одного цвета, для
девочек другого).

8. Если у учителя на столе лежит красная карточка, значит,
учительница занята, к ней подходить нельзя. Если зеленая -
учительница свободна и может тебе помочь.

9. Когда учитель обращается к ученикам, надо внимательно
его выслушать.


Что такое урок социальной жизни?

Мини-уроки социальной жизни способствуют обучению на­выкам общения и передвижения по классу так, чтобы соблюда­лось одно из условий успешной работы - тишина.

. Продолжительность мини-уроков - от четырех до пяти ми­нут. Проводятся они чаще всего во время рефлексивного круга по мере необходимости. Тематика таких уроков может быть следующая:

1) Перенос стула с одного места на другое.

2) Передвижение по классу.

3) Общение с товарищем или учителем.
Эти уроки состоят:

 

- из совместного осмысления необходимости приобретения
навыка;

- молчаливая демонстрация учителя, как это надо делать;

- повторение за учителем двумя-тремя детьми;

- выполнение, по необходимости, всеми детьми;

- выработка правила.

Обязанность учителя состоит в том, чтобы остановить те действия, которые нежелательны, для того чтобы ребенок ясно понял различие между добром и злом. Это должно стать исход­ной точкой для дисциплины.

Таким образом, к дисциплине приучаются даже те дети, ко­торые кажутся неукротимыми. Как показал опыт, проведение подобных уроков действеннее, чем беседа о поведении, и при­водит к более высокому уровню развития способности к саморе­гуляции поведения.

Что такое дидактический круг?

Дидактический круг представляет собой погружение в пред­мет или ту или иную тему.

Цель его: помочь классу или группе учащихся разобрать­ся в новой или не понятой на уроке теме. В это время учитель может уточнять новые понятия, вводить новую терминологию, презентовать новые пособия, учебник или книги. А также вы­слушиваются или обсуждаются доклады учащихся на ту или иную ^


Что такое рефлексивный круг?

Формирование рефлексивных умений младших школьников происходит на так называемых рефлексивныйлругах.

Рефлексивный круг предваряет свободную самостоятельную деятельность и завершает ее. Учитель может использовать его в разных целях, в зависимости от ситуации.

Именно здесь проектируются первые попытки осмыслить действительность, передать средствами языка ощущения или наблюдения и через описание события и его анализ приблизить­ся к решению той или иной проблемы.

Цель упражнений, проводимых учителем на рефлексивных кругах, обеспечение таких условий, где дети смогли бы на лю­бом этапе самостоятельной деятельности давать достаточно грамотную оценку своим действиям и действиям товарищей.

Порядок проведения этойработы:

1) ознакомление детей с понятием оценки и самооценки, для
этого используются:

- вводная (установочная) беседа до занятий,

- беседа после каждого занятия,

- контрольные вопросы;

 

2) групповой анализ самооценок, где дети в малых группах
учат друг друга формулировать мысли, более грамотно ставить
цели, подводить итоги;

3) обсуждение работы с классом в целом;

4) обсуждение проделанной работы с отдельными учащимися;

5) письменный анализ своих действий в виде анкет, сочине­
ний (при необходимости).

Цели упражнений, проводимых на каждом этапе свободной самостоятельной деятельности, будут следующими.

Цели упражнений, которые проводятся в начале свободной самостоятельной деятельности, - настроить первоклассников на работу. Для этого можно провести:

- небольшую медитацию, то есть косвенный настрой на ра­
боту, с использованием музыки, чтения рассказов, стихов;

- выработанный совместно с детьми особый ритуал начала
работы, игра или затея;


 

- разговор с детьми о чем-то интересном, что было вчера, в
выходные дни или утром на уроках, о настроении, о том, что
волнует;

- разговор о прошедшей самостоятельной деятельности;

- прогноз на предстоящую работу;

- при необходимости, презентация нового дидактического
материала или книги;

- выработка правил успешной самостоятельной деятельности.

Упражнения, направленные на формирование действий ана­лиза, используются после выполнения учащимися заданий. Дей­ствия, проводимые учащимися, могут быть следующими:

- фиксация выполнения работы;

- анализ результатов (по действию) своих товарищей;

- соотнесение результатов с прогнозом;

- сравнение собственных результатов и достижений товари­
щей;

- объяснение результатов.

Содержание порядка действий по анализу действий может изменяться в тех случаях, когда анализ осуществляется только относительно действий кого-либо из товарищей. Тогда собст­венный анализ действий становится невостребованным.

Их целью является формирование умений анализировать как свою деятельность, так и деятельность своих товарищей: молча, не высказывая вслух, то есть ребенок сравнивает их действия со своими.

Ряд рефлексивных кругов направлен на развитие умения де­лать выбор (темы, материала, степени сложности и т. д.).

Дети, пришедшие в первый класс, часто затрудняются в си­туациях свободного выбора. Некоторые из них начинают сове­товаться друг с другом, подстраиваются под чужой вариант вы­бора, долго не могут определиться и часто меняют свое решение.

Основная задача учителя — помочь детям «вжиться» в еще непривычную для них ситуацию выбора.

Рефлексивные круги играют роль внешнего толчка, чтобы ребенок захотел сделать выбор.


 



 



Прежде чем выбрать тему, ребенок должен определить цель своей работы. В начале работы по целеполаганию учитель сам предлагает цели детям. На одном из кругов можно написать на доске цели, предложить их детям, заслушать отреты детей с обоснованием их выбора. Например:

- узнать, что такое склонение;

- отработать сложение двузначных чисел с переходом через

разряд;

- прочитать про строение человека.

Таким же образом можно провести работу по выбору темы, вида материала, степени сложности задания и т. д.

Все это способствует развитию у детей умения планировать свою работу и рассчитывать свои силы, а в дальнейшем и анали­зировать результаты своей деятельности. Упражнения направ­лены на обеспечение обратной связи с учащимися, необходимы учителю для текущей оценки ситуации не только в конце, но и в течение рабочего дня. Цель этих упражнений: выяснить степень понимания учащимися цели и задач самостоятельной деятель­ности и на основе этого вносить корректировку в систему своей работы, а также посмотреть, какой настрой (настроение) у детей во время свободной самостоятельной деятельности.

Обратную связь можно получить, используя вербальные средства (анкеты, тесты, неоконченные фразы, игры, работу в малых группах, визуальную наглядность) и невербальные (наблюдение за настроением, состоянием).

Упражнения этой группы могут проводиться по мере необ­ходимости на любом этапе свободной самостоятельной деятель­ности.

В результате полученной обратной связи учитель делает со­ответствующие выводы. Его действиями могут быть:

- беседа со всем классом;

- намечается объект наблюдения;

- намечается объект контроля;

- планируется консультация с тем или иным учащимся;

- продумывается мера помощи;

- подготавливаются консультанты из числа учащихся по не­
обходимости;


- меняется время проведения свободной самостоятельной
деятельности;

- дозировка заданий;

- вставляется в расписание один-два фронтальных урока со
всем классом между свободной самостоятельной деятельностью;

- меняется день проведения свободной самостоятельной дея­
тельности;

 

- меняется форма проведения рефлексивных и дидактиче­
ских кругов;

- по-другому формируются группы и пары;

- заменяется и вводится новый дидактический материал.

Что представляет собой подготовленная образователь­ная среда?

Специально подготовленная образовательная среда для сво­бодной самостоятельной деятельности создана так, чтобы ученик, соприкасаясь с ней, смог бы найти ответ на интересующий его вопрос.

Для специально подготовленной среды:

 

Обязательно Желательно
• по возможности автономные • коврики для работы и отдыха;
рабочие места; • магнитофон;
• сконцентрированный по пред- • записи мелодий для релакса-
метным зонам дидактический ции;
материал, где выделяются мате- • настольные игры;
матическая, языковая, естество- • атрибуты подвижных игр для
знанческая, трудовая зоны; активного отдыха;
• библиотечка художественной • спортивный уголок
литературы для младшего  
школьного возраста;  
• библиотечка научно-  
популярной литературы;  
• энциклопедическая литература;  
• словари;  
• библиотечка учебников разных  
авторов по предметам;  
• опорные схемы;  
• настольные дидактические игры  

Что представляет собой дидактический материал?

Ситуация успешности закладывается заранее, в момент под­готовки дидактического материала, когда учитель продумывает вариативные задания нескольких уровней, отличающихся по степени сложности, по типу деятельности (репродуктивные -творческие), по объему, по степени сложности в соответствии с возможностями, желаниями и значимостью для учащихся.

Отбор содержания для организации свободной самостоя­
тельной деятельности позволяет обеспечить максимальную
учебную нагрузку учащимся в условии свободного выбора ма­
териала, соответствующего их индивидуальным способностям и
интересам. •

Отбор содержания преследует цели:

- прохождение программного материала;

- создание положительной мотивации к самостоятельной
деятельности;

- развитие умения учиться (учить себя): писать, читать в
нужном темпе, уметь конспектировать, видеть главное при чте­
нии, планировать деятельность, работать с учебной и справоч­
ной литературой.

Особо важную роль при организации отбора содержания для свободной самостоятельной деятельности отводится дидактиче­скому материалу. Дидактический материал представлен в сле­дующих формах:

- учебники, соответствующие программе начальной школы;

- учебники для старших классов;

- тетради на печатной основе;

- печатные листы с заданиями;

- перфокарты;

- карточки с заданиями;

- настольные дидактические игры.

Дидактический материал подобран так, что он не только обеспечивает выполнение программы, но даже расширяет ее и предполагает большой объем теоретической направленности. Для реализации данного опыта имеются:

- раздаточный материал по всем темам по одному экземпляру;


 

- тетради на печатной основе по необходимости на каждого
ученика;

- разнообразные учебники по нескольку экземпляров разных
авторов;

- справочная литература;

- научно-популярная литература;

, - детские, художественные книги;

- пособия по отдельным темам.

Многие задания, перфокарты и дидактические игры с целью самопроверки снабжены ответами или образцами. Все темы должны быть представлены во всех формах.

Расположение материала должно быть доступным и отра­жать определенную логику его постепенного усвоения (от про­стого к сложному).

Предложенный подход к отбору содержания позволяет не только усвоению знаний, но и способствует развитию самообра­зования, саморегуляции, самоопределения, самостоятельности, развитию познавательного и творческого потенциала учащихся.

Что же делать учителю?

Роль учителя в ситуации, когда не надо никому давать зада­ний, объяснять новый материал, спрашивать у доски, - наблю­дать. Наблюдение ведется в 2 направлениях: в целом за классом и за отдельно взятыми учениками.

Наблюдение может быть как долговременным, так и кратко­временным. Результат наблюдений фиксируется в виде графи­ков, таблиц, схем.

Наблюдая, учитель может отмечать рост (спад) активности, приоритеты, сложность заданий, осмысленность, актуальность целей, рост саморазвития ребенка, степень интереса.

Ведя такие наблюдения, учитель при необходимости помо­гает учащимся проектировать свою дальнейшую деятельность по самоизменению.

Если заранее продумать и предложить детям различные ме­ры помощи и способы проверки, то это значительно облегчит труд учителя, что предоставит ему возможность вести наблюде­ние и проводить индивидуальные консультации/Возможно во


 




время свободной самостоятельной деятельности привлечение помощников-консультантов (других учителей, родителей, стар­шеклассников).

Как осуществлять контроль?

При организации свободной самостоятельной деятельности контроль осуществляется вдвух направлениях:

- контроль за выполнением самостоятельной работы;

- контроль за уровнем сформированное™ навыков свобод­
ной деятельности.

Рассмотрим первое направление контроля. Его цель - про­контролировать и зафиксировать выполнение работы на разных этапах. Обратить внимание:

- какому предмету ребенок отдает предпочтение;

- какие темы выбирает;

- степень сложности выбранных тем;

- анализ допущенных ошибок;

- объем выполненной работы;

- качество выполненной работы;

- работает ли над ошибками;

- доводит ли работу до конца;

- возвращается ли к работе вновь.

Такой контроль учитель проводит совместно с учащимися в основном после свободной самостоятельной деятельности

детей.

Это можно увидеть в тетрадях, где дети выполняют само­стоятельную работу и фиксируют следующее:

В тетрадях Вопросы для анализа

Постановка целей на каждый день Каким предметам отдано пред­
почтение?

- Каким темам по предметам?

Планирование работы

В какой последовательности
выполняется намеченная работа?

- Как распределяется работа по
сложности?


Окончание табл.

 

   
  - Какой объем работы намечен по каждому пункту плана?
«Лента» выполненной работы, где отмечается выполнение за­даний по предметам - Сравнивается ли запланиро­ванное и выполненное?
Выполненные задания и упраж­нения - Какому содержанию отдано предпочтение: по сложности, по вариантности? Как велся самоконтроль: опор­ная схема, алгоритм рассужде­ния, консультация, карточка с самопроверкой, сверялся с об­разцом, работал в паре, где один комментирует, а другой слуша­ет, поправляет. - Допущены ли ошибки при вы­полнении?

Каждодневный контроль и анализ своей работы помогает ребенку:

- сбалансировать свою деятельность, выполняя задания по
всем предметам;

- обдуманно выбирать задание;

- прикладывать старание при выполнении заданий;

- доводить начатое дело до конца.

Цель второго направления контроля - следить за уровнем сформированное™ навыков свободной самостоятельной дея­тельности. Этот контроль осуществляется как учителем, так и учащимся, но может проводиться на любых этапах свободной самостоятельной деятельности.

Формы проведения его могут быть различны:

- наблюдение учителя за отдельными учащимися;

- наблюдение учителя за группой учащихся;

- анализ тетрадей, где прослеживаются: цели, план, объем
сделанного, качество сделанного;


- хронометраж выполнения заданий отдельными учащимися;

- анализ данных, полученных в результате рефлексивных
упражнений;

- анализ бесед в рефлексивных кругах;

- анализ анкет, сочинений, тестов.
Контроль осуществляется следующим образом:

1) Выбирается направление наблюдения.

2) Ставится цель наблюдения.

3) Выбирается объект наблюдения.

4) Проводится наблюдение.

5) Итоги наблюдения анализируются учителем или учителем
вместе с учащимися.

6) Делаются соответствующие выводы.

7) Дается оценка.

8) Продумывается мера помощи.
Как оценивать работу учащихся?

Не допускать наказания и поощрения в виде отметки в бал­лах за свободную самостоятельную, хотя и учебную, деятель­ность, в противном случае о свободе речи быть не может.

Но оценка необходима, так как она является средством, с помощью которого достигаются поставленные цели, опреде­ляются эффективность и направление дальнейшей работы.

В отметках в виде традиционных баллов нет нужды. Резуль­таты свободной, но разумно направленной деятельности уже сами по себе составляют награду для всякого здорового ребенка. Награда и наказание служат принуждением к усилию, и тогда нельзя уже больше говорить о естественном развитии ребенка.

Единственной наградой, которая допускается в такие дни, кроме, естественно, внутреннего удовлетворения, которое ребе­нок испытывает при получении нового познания, - это одобре­ние учителя или других детей. Оценка должна стать важной формой планирования, основой для постановки новых целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.