Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовая миграция и занятость населения






Ограниченные возможности трудоустройства на достаточно оплачиваемую работу в местах проживания вынуждают многих граждан Украины к пространственным перемещениям с целью поиска достойного заработка за границами своего региона и даже за пределами государства. Такие пространственные перемещения получили название миграционных перемещений (миграции), частным случаем которого является трудовая миграция.

В самом общем виде миграция – это процесс перемещения индивидуумов в пространстве, связанный с изменения места проживания навсегда или на достаточно длительный срок.

Трудовая миграция представляет собой такие миграционные перемещения, которые осуществляются индивидуумами с целью повышения уровня жизни на основе более выгодного использования собственной рабочей силы без смены постоянного места жительства. Трудовую миграцию следует рассматривать как один из показателей трудовой мобильности трудовых ресурсов. Трудовая мобильность может быть оценена степенью подвижности трудоспособного населения, его способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям трудовой деятельности. Этими своими свойствами трудовая мобильность тесно связана с трудовой активностью населения. Трудовая активность предполагает не только участие (для занятого населения) или стремление участвовать (для безработных) в трудовой деятельности, но и готовность человека по мере необходимости к смене профессии, специальности и территории своей жизнедеятельности.

Объективно развитию трудовой активности и трудовой мобильности населения способствует научно- технический прогресс и экономический рост государства, субъективно – возрастание материальных и духовных потребностей людей.

Закон постоянного возрастания мобильности населения отражает наиболее общую тенденцию взаимосвязей общественного прогресса и интенсивности миграций. Развитие трудовых миграционных перемещений регулируется особыми закономерностями:

- Приоритет экономических факторов в формировании системы потоков добровольной миграции – основная масса перемещений в пространстве вызвана стремлением людей улучшить своё материальное состояние;

- Дифференциация уровня миграционной мобильности в зависимости от качественных характеристик людей – повышенная степень участия в миграционном движении присуща молодым, хорошо образованным лицам, имеющим лучшее состояние здоровья, определённые особенности характера (инициативность, смелость);

- Зависимость размеров миграции от расстояний – чем ближе регионы друг к другу, тем при прочих равных условиях миграционные связи между ними интенсивнее;

- Взаимосвязь миграционных процессов и менталитета населения – чем выше степень родственности менталитета жителей двух регионов (сходство языка, обычаев, религии,), тем интенсивнее миграционные контакты.

Действие этих закономерностей делает объективно необходимым формирование государственной политики трудовой миграции. Такая политика должна выступать как важная составляющая политики занятости в стране.

Миграция, как фактор развития ранка труда, выполняет ускорительную, распределительную и селективную функции.

Результатами осуществления ускорительной функции является сменность состава трудоактивного населения региона и увеличение мест проживания индивидуума на протяжении жизни. Это способствует развитию личности, расширению мировоззрения, повышению приспособляемости к разнообразным условиям жизни, обмену навыками и опытом между представителями различных территориально обособленных совокупностей людей.

Распределительная функция миграции выражается в перераспределении населения между регионами и национально-территориальными единицами. При этом достигается большее соответствие между спросом и предложением рабочей силы. В частности, иммиграция часто приводит к заполнению рабочих мест, которые не пользуются спросом у коренного населения, эмигранты же освобождают вакансии, чем могут воспользоваться лица, которые при других условиях не могли бы реально претендовать на рабочее место. Прибывшие

Селективная функция миграции состоит в изменении качественного состава населения и рабочей силы разных регионов. Охватывая наиболее продуктивные прослойки общества, процессы миграции становятся своеобразными демографическими и демо- экономическими инвестициями в регионы-реципиенты, и, наоборот, приводят к старению населения, снижению трудоресурсного потенциала в регионах-донорах.

Среди позитивных качеств миграции следует, прежде всего, назвать в общем-то благоприятное влияние на развитие возможностей занятости для экономически активного населения региона. В то же время развитие трудовых миграций приводит к тому, что значительная часть трудового потенциала Украины реализуется за её пределами. Большинство граждан, которые отважились на трудовую миграцию, при въезде в страны-реципиенты скрывают свои настоящие намерения и по существу пребывают в этих странах на нелегальном положении. Результатом такой ситуации является социальная незащищённость граждан Украины за рубежом.

Положение усложняется полным отсутствием внутренних законодательных актов, которые регулировали бы отъезд граждан Украины. В сущности политика государства в сфере трудовой миграции сводится к внешней её стороне – заключению межгосударственных договоров о трудоустройстве, которые, несмотря на их значимость, не оговаривают категории граждан Украины, имеющих право претендовать на рабочее место в рамках установленных квот, не определяют способов получения работы за границей и необходимые для этого условия.

Недостаточно внимания со стороны государства уделяется контролю за деятельностью организаций-вербовщиков отечественной рабочей силы для работы за рубежом.

Важным направлением государственной политики регулирования трудовых миграций является распространение информации (рекламно- информационные буклеты, специальные телепередачи, целевые выпуски газет) относительно существующей системы межгосударственных соглашений о трудоустройстве, законодательства Украины и стран-реципиентов в сфере трудовой миграции и регулирования рынка труда в целом, возможностей получения помощи со стороны украинских дипломатических учреждений во время пребывания за границей.

Лицензирование и контроль за деятельностью фирм-вербовщиков, повышение информационной осведомленности потенциальных трудовых мигрантов об условиях труда и пребывания в странах-реципиентах в значительной мере предотвратит угрозу для граждан Украины оказаться в бесправном положении за рубежом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.