Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции и полномочия службы занятости






*Главная задача службы занятости состоит в обеспечении полноценной занятости трудоспособного населения. Это реализуется службой занятости через осуществление трудового посредничества, т.е. содействия незанятому населению в поисках подходящей работы, а работодателям – в подборе работников, обладающих необходимыми трудовыми навыками. Центр занятости должен помочь человеку найти не любую, а именно подходящую работу. Она должна соответствовать его профессии (специальности), квалификации, предоставляться в местности, где он проживает, с зарплатой, соизмеримой с той, которую он получал до потери работы. Совершенно очевидно, что такое содействие гражданам в трудоустройстве на работу – дело непростое.

Конечно, служба занятости может предлагать безработным рабочие места, не соответствующие указанным признакам. Но безработные могут согласиться, а могут и отвергнуть такие предложения, причем без каких-либо правовых последствий.

Следовательно, необходимо наладить учет, с одной стороны, обращающихся граждан, позволяющий иметь достаточно полную картину об их профессиональных качествах, запросах и пожеланиях по трудоустройству, с другой – об имеющихся вакансиях. В последние десятилетия в службах занятости большинства стран налажен компьютерный учет данных о клиентах.

Гражданин, обратившись в службу занятости, заполняет одну или несколько специальных карточек, где отражаются важные для его трудоустройства сведения: образование, профессия, квалификация, последние должность, место работы, размер зарплаты и т.п. В процессе беседы специалист центра выясняет пожелания и личные обстоятельства гражданина, которые играют роль при подборе ему работы. Затем сведения вносятся и компьютер.

После этого работник центра опять же с помощью компьютера изучает банк данных об имеющихся вакансиях. Если рабочее место, отвечающее критериям подходящей работы будет найдено, то сотрудник центра связывается но телефону с предприятием и уточняет наличие данной вакансии, а также информирует кадровую службу предприятия о претенденте. И только после этого клиенту выдается соответствующее направление, которое не носит для работодателя обязательного характера. При личной встрече ищущий работу и руководитель предприятия или работник кадровой службы выясняют интересующие каждую сторону детали и принимают решение, будут ли они заключать трудовой договор или нет. О своем решении работодатель письменно или устно информирует службу занятости. Если гражданин принимается на работу, в его карточке делается соответствующая отметка, а вакансия изымается из банка данных.

*Если клиент не имеет никакой профессиональной подготовки (выпускники школ) или утратил свои профессиональные навыки в связи с длительным перерывом в трудовой деятельности, а также, когда профессия гражданина не пользуется спросом на рынке труда, технология работы службы занятости отличается от изложенной. Ее смысл заключается в необходимости профессионального обучения таких граждан (либо первой, либо новой специальности).

Во многих странах профессиональному обучению предшествуют мероприятия по профессиональной ориентации или профессиональному консультированию.

Неотъемлемую часть деятельности служб занятости представляют собой профессиональная ориентация и профессиональное консультирование населения. Сущность этой работы сводится к облегчению профессионального выбора, делаемого человеком, выявлению его талантов, склонностей, навыков и определению профессий, в которых они могут эффективно использоваться.

Профориентация проводится путем сопоставления качеств и свойств человека (как природных, генетических, так и сформированных у него в процессе жизни) с навыками, необходимыми для осуществления трудовой деятельности по определенной профессии. Инструментом этого сравнения являются тестирование клиента с последующим собеседованием со специалистом (с психологом).

За профориентацией и проф.консультированием может следовать профессиональное обучение в виде подготовки (обучения первой профессии или специальности), переподготовки (обучения новой профессии или специальности) и повышения квалификации (совершенствования уже имеющихся профессиональных навыков).

Существует несколько моделей организации профессионального обучения безработных. Первая модель подразумевает существование независимых от службы занятости как государственных, так и частных учебных заведений, обучение в которых осуществляется на договорных основах. Вторая, менее распространенная модель характеризуется тем, что учебные заведения по проф.обучению безработных (все или часть из них) входят в структуру служб занятости. В Украине получила распространение первая модель, когда центры занятости, в соответствии с имеющимся спросом на работников, направляют безработных в учебные заведения (профтехучилища, колледжи, институты и т.п.) с оплатой услуг согласно заключенным договорам. Как правило, в период профессионального обучения безработные получают материальную поддержку в форме стипендии или помощи, размер которых равняется размеру пособий по безработице. В отличие от трудового посредничества, проф.обучение безработных в силу своей высокой стоимости не стало обязательной функцией служб занятости всех стран.

*Значительный удельный вес в деятельности служб занятости занимает организация оплачиваемых общественных работ. Оплачиваемые общественные работы - это общедоступные работы, не требующие профессиональной подготовки и имеющие ценность для всего общества, а не преследующие цель получения прибыли предприятием или фирмой. Обычно в ходе таких работ осуществляется строительство дорог и мостов, благоустройство городов и населенных пунктов, сооружение парков и мест отдыха и т.п.

Как правило, общественные работы организуются и финансируются совместно местными органами власти и центрами занятости.

*Ответственную социальную задачу представляет собой содействие занятости лицам, не способным на равных конкурировать на рынках труда (начинающие трудовой путь, женщины, которые хотели бы вновь вернуться на рынок труда после перерыва, вызванного уходом за детьми, инвалиды, граждане предпенсионного возраста и т.д.) Трудовая реабилитация инвалидов, во-первых, включает их профессиональную подготовку, позволяющую в дальнейшем занять достойное место в социально-экономической жизни общества. Во-вторых, службы занятости многих стран совместно с другими заинтересованными органами, содействуют созданию небольших предприятий и цехов для инвалидов, поощряют работодателей к организации специальных рабочих мест путем выделения целевых субсидий или предоставления льгот по налогообложению.

В Украине для лиц, неспособных на равных конкурировать на рынках труда, законодательство предусматривает квотирование (бронирование) на предприятиях, в учреждениях и организациях до 5% общей численности рабочих мест.

*Важной функцией служб занятости многих европейских стран является сохранение занятости, организация самозанятости и временной занятости.

*Серьезное место в деятельности служб занятости занимает содействие временной занятости. Дело в том, что на рынках труда периодически возникает потребность в дополнительных работниках в связи с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу, необходимостью временного замещения лиц, находящихся в отпусках и отсутствующих на работе из-за болезней, проведением авральных работ по устранению последствий аварий, стихийных бедствий и т.п.

*Одной из важнейших задач, тесно связанных с проведением государственной политики занятости, является анализ рынка труда, предоставление статистической и аналитической информация о рынках труда во-первых, государственным органам, организациям работников и работодателей, отдельным фирмам для выработки стратегии и определения текущих задач. Во-вторых, эта информация нужна гражданам для принятия решений о трудоустройстве и выборе профессий. И, наконец, анализ рынка труда необходим самой службе занятости для обоснованного планирования своей работы.

Но, как показывает практика, в службу занятости обращается лишь незначительная часть граждан, желающих найти работу, и работодателей, подбирающих работников, а, следовательно, центры располагают сведениями только о небольшой доле фактических безработных и реальных свободных рабочих мест. Поэтому статистическая информация служб занятости, при всей добросовестности работников по ее сбору и обработке является весьма неполной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.