Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Cущность и значение активной и пассивной политики в сфере занятости






Государственное регулирование занятости составляет важнейшую и неотъемлемую часть общенациональной социально-экономической политики. В цивилизованных странах политика занятости базируется на следующих принципах, выдвинутых МОТ:

- Защита рынка труда (поддержание полной занятости, т. е. занятости на уровне естественной нормы безработицы);

- Гарантия занятости, или защита от произвольного увольнения (обеспечивается с помощью законодательства и штрафных санкций против произвола предпринимателей);

- Безопасность труда (обеспечивается системой контроля и проведения мероприятий по гигиене труда и техники безопасности);

- Гарантия сохранения рабочего места;

- Гарантия доходов (искоренение нищеты и обеспечение права на доход);

В зависимости от наборов средств воздействия принято выделять два типа политики занятост и: активную и пассивную. Активная политика строится на том, что человек понимает свою ответственность за материальное благополучие семьи и всегда стремится к сохранению занятости, а при её потере - к активному поиску работы. Задача государства при этом заключается в создании условий обеспечения занятости трудоактивному населению. При пассивной политике роль государства состоит в том, чтобы обеспечить трудящимся сохранение рабочих мест, работодателям – поддержание спроса на выпускаемую ими продукцию, безработным – выплату пособий и помощь в трудоустройстве путём предоставления соответствующей информации.

В большинстве цивилизованных стран средства пассивной политики занятости направлены на сглаживание негативных последствий безработицы и, как правило, включают выплату пособий по безработице (а по истечении их срока – материальной помощи по безработице), обеспечение товарами первой необходимости, организацию дешёвого питания в специальных столовых, компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках или работающим неполный рабочий день (неделю) по независящим от них причинам. К средствам пассивной политики можно отнести также информационное обслуживание населения службами занятости.

По сути своей пассивная политика лишь облегчает условия жизненного существования людей, лишённых работы, но практически не обеспечивает решения главной задачи – сокращение безработицы. Скорее даже наоборот - тормозит снижение её уровня. Ведь общепризнанно, что система пособий по безработице делает человека менее активным в поисках работы (по крайней мере, на период выплаты пособий), а это увеличивает длительность периода его безработного состояния.

Активная политика занятости предполагает, прежде всего, эффективные действия государства в направлении сокращения безработицы и повышения трудовой активности незанятого населения. Главная цель активной политики – минимизация на социально допустимом уровне безработицы на основе сокращения спада производства, его стабилизации и последующего роста. К средствам, обеспечивающим достижение этой цели, относятся:

- Создание дополнительных и новых рабочих мест, развития бизнеса, особенно малого и среднего, формирования условий для самозанятости населения;

-Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

-Организация общественных работ;

-Повышение территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы;

-Содействие в трудоустройстве путём проведения «ярмарок вакансий», «ярмарок специалистов»,, установления контактов между ищущими работу и работодателями.

 

Мероприятия активной и пассивной политики занятости финансируются в Украине за счёт финансовых ресурсов государственного фонда содействия занятости населения, а с 2001 г. – за счет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.

Зарубежный опыт свидетельствует о разных подходах к распределению финансов на активные и пассивные средства политики занятости. В таких странах, как Франция, Германия, Англия преобладают расходы на поддержание уровня доходов населения, а на активные средства выделяются значительно меньшие суммы.

Прямо противоположная картина относительно затрат на активные и пассивные средства политики занятости населения наблюдается в Швеции и Италии. Там преобладание финансовых расходов на активные методы объясняется прежде всего тем, что в этих странах главная задача политики занятости заключается в предотвращении безработицы, а не в борьбе с её последствиями – трудоустройством безработных, выплатой пособий, компенсаций и т. п.

В Украине положение складывается так, что стоимость социальной защиты населения возрастает значительно более высокими темпами, чем производство материальных благ. В силу этого соотношение расходов на реализацию активных и пассивных доходов составляет примерно 30\% и 70\%. В связи с этим становится совершенно очевидным, что стратегия занятости населения в Украине должна увязываться с интенсивным развитием экономики и расширением применения активных методов для предупреждения роста безработицы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.