Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения в семье






«Как родители должны учить своих детей?» — это вопрос настолько же важный, как и «Зачем учить детей?» и «Чему учить детей?» Методология составляет третий из важных компонентов семейного воспитания. Обладая некоторым понятием об эффективных методах обучения, родители лучше подготовлены и более ответственно относятся к своему долгу. Интересно, что в области методологии родители часто испытывают затруднение. Имен­но это в большей степени, чем все прочие факторы, препятствует им в ду­ховном воспитании детей. «С чего начать? Ведь я этому не обучен! Что делать» — вот наиболее распространенные жалобы родителей, которые ис­пытывают чувство беспомощности и несоответствия по отношению к своей воспитательной роли в семье. Четыре соображения, в области методологии, возможно, устранят часть этих опасений и неуверенности, связанные с обучением ребенка в семье.


263 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ

Обучение на собственном примере — очень эффективный метод воспита­ния детей в семье. Пример родительского благочестия становится мощным орудием педагогического арсенала родителей. Верующие родители или нет, но в действительности наибольшее влияние на ребенка оказывают именно они, а не школьный учитель, лидер скаутского отряда, тренер и даже пастор. Родители обладают наибольшими возможностями, чтобы обратить ребенка к духовному и помочь ему стать благочестивым человеком. В беде ребенок чаще всего обращается к родителям за помощью и советом. Именно родители пода­ют пример в бытовой христианской жизни. Ребенок видит своих родителей в самых различных ситуациях, наблюдает проявление их чувств и настроений во время церковной молитвы, домашнего чтения, уборки дома, установки ра­ковины и когда они помогают ему в выполнении домашнего задания, и в боль­нице, когда они ожидают новостей о состоянии больного или раненого.

Что замечает ребенок, наблюдая родителей в самых различных ситуациях? Каково их восприятие происходящего? Каково их поведение? Находится ли в центре их внимания Христос? Всегда ли это так? Молятся ли они? Благодарят ли Бога? Добры ли они? Великодушны ли? Эти положительные качества, бла­годаря примеру родителей, усвоит и ребенок.

Но будьте осторожны: пример передает также и отрицательные черты. Об этом ясно говорит Сам Христос: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6: 40). Ребенок (ученик) будет таким же, как его родители (учителя). Поэтому родители до­лжны жить так, чтобы уподобление им было бы уподоблением Самому Иисусу Христу.

Кроме примера личного благочестия, родители, будучи мужем и женой, показывают ребенку пример христианского брака. Ничто не прививает ребен­ку стремления когда-нибудь создать свою собственную христианскую семью, и ничто не готовит его к этому более адекватно, чем пример родителей, отно­сящихся друг к другу согласно библейским принципам брака. Для ребенка очень важно видеть, что его родители бескорыстно любят друг друга, прояв­ляют эту любовь, поощряют друг друга, помогают друг другу и прощают друг друга, созидают друг друга, а не разрушают. Ему необходимо научиться, пре­жде всего на примере родителей, что муж должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, и что жена должна повиноваться мужу, как Господу (Еф. 5: 22-33). Конечно, это возможно только тогда, когда родители сами по­нимают это и в соответствии с этим живут. Такая семейная жизнь дает гораз­до больше для прочного и результативного обучения, чем любая книга о браке.

ПЛАНОВЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Планирование специального времени для семейного общения с Богом может послужить единообразным и систематическим походом для духовного воспитания в семье. Многие христианские семьи один вечер в неделю отводят для совместного чтения Библии, молитвы, пения и даже представлений на библейские сюжеты. Родители, которые пользовались этим методом, называ­ют следующие четыре качества, необходимые для того, чтобы это время было плодотворным:


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 264

1. Необходима регулярность. Регулярность подчеркивает первостепенное
значение семейных собраний для вас. Нерегулярность и пропуски говорят об
обратном.

2. Это должно иметь прикладной характер. Нужно устраивать семейные
собрания по поводу частных проблем семьи и ее членов, связанных с разными
жизненными ситуациями. Необходимо демонстрировать и объяснять, каким
образом изученный библейский материал можно приложить к повседневной
жизни. Молитва и общение должны отражать насущные заботы, обстоятель­
ства и нужды сегодняшнего дня.

3. Внимание необходимо сосредоточить на ребенке. Семейные часы предна­
значены прежде всего для того, чтобы сообщить детям духовные истины, хотя
это идет на пользу и родителям. Обучение должно соответствовать возрастному
уровню как по содержанию, так и по методике, и концентрироваться на понятиях,
которые ребенок может усвоить и применить в своей повседневной жизни.

4. Необходимо планировать. Планирование семейных собраний не означает
жесткости и схематичности. Скорее, оно предполагает обдуманную постановку
целей и составление определенного плана их осуществления. План должен быть
гибким и пригодным к обновлению; охватывать всех участников и сообразовывать­
ся с любой внезапной переменой. Вот список того, что нужно делать и чего делать
не следует для тех, кто собирается устраивать часы семейной молитвы:

П Будьте новатором и используйте свое воображение. Пробуйте новые идеи.

П Пользуйтесь новыми переводами.

П Разрабатывайте возможности частного применения.

П Рассматривайте события Библии, как происходящие сегодня.

П Стремитесь к качеству, а не к объему.

О Будьте красноречивы.

П Обязательно включайте в эти часы пение.

П Разыгрывайте в лицах библейские истории.

П Задавайте вопросы и обсуждайте.

П Используйте ваши личные примеры.

П Пользуйтесь иллюстрациями, насколько это возможно.

П Используйте юмор.

П Включите и шутки.

П Воспользуйтесь вашим юмором по поводу домашних обстоятельств и примените к ним изученное.

П Используйте игры.

П Используйте запоминание.

П Часто меняйте место ваших собраний.

П Читайте из Библии когда только можно, а не только из духовно-назида­тельной литературы.

П Пусть в это время в центре внимания будет ребенок.

П Не делайте ваши собрания слишком долгими.

П Не делайте их слишком глубоко богословскими.

П Не превращайте время молитвы в зубрежку.

П Не пользуйтесь материалом, далеким от жизни.

П Не пользуйтесь каждый раз одним и тем же порядком и методами.

С] Не уделяйте слишком много времени чтению, если это не оставляет вам времени на обсуждение.


265 17. ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Еще один специальный метод воспитания детей — это благодарение за пищу. Благодарение Бога за Его благословения в нашей жизни сообщает детям библей­ские истины, а если делать это перед едой, появится прекрасная возможность для воспитания детей. Иисус Сам подал пример этого метода воспитания, когда Он благодарил Бога перед насыщением пяти тысяч (Ин. 6: 11), четырех тысяч (Мф. 15: 36) и на Тайной Вечере (1 Кор. 11: 23-24). Благодарение за пищу учит детей (помимо всего прочего) тому, что Бог — это любящий Отец, Который утоляет все нужды Своих детей, что материальные блага — это дары от Бога и что Бог радуется благодарности христиан. Возможно, отец будет возносить благодарение Богу от всей семьи; но он может передать это право другому члену семьи; или же все могут выражать свою личную благодарность по очереди. В любом случае такая молитва должна быть сердечной и живой, идущей от самого говорящего. Избегайте штампов, так как молитвенные формулы часто становятся пустыми формами, лишенными смысла.

И еще один, последний из плановых методов воспитания детей — это мо­литва на ночь и чтение из Библии. В конце трудного дня родители могут проводить с детьми тихий час, наполненный любовью и смыслом, это особенно относится к маленьким детям, которые очень чувствительны и восприимчивы к наставлениям родителей. Время молитвы на ночь и чтение из Библии может стать радостно предвкушаемым как ребенком, так и родителями; очень пло­дотворным в религиозном, духовном и воспитательном плане. Читайте корот­кие рассказы из Библии или ее переложения, написанные языком, доступным для детского понимания. Молитвы должны быть краткими, живыми и отра­жать актуальные проблемы и нужды. Время отхода ко сну предоставляет боль­шие возможности для приучения детей к молитве-беседе.

ВНЕПЛАНОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

В семейной жизни часто возникают непредвиденные ситуации, дающие воз­можность научить ребенка важным духовным истинам. Эти неожиданные, но плодотворные моменты, которые кто-то назвал «воспитательными», состоят в том, что родители делятся со своим ребенком опытом применения библейских при­нципов или идей. Божественный промысел через услышанную молитву дает ро­дителям и ребенку возможность остановиться и вместе возблагодарить Бога. Весть о болезни, ранении или смерти друга дает родителям повод обратить взоры своих детей к Богу в поисках исцеления, утешения и уверенности.

Даже смерть домашнего животного может послужить воспитательным мо­ментом — хотя и непредусмотренным, но плодотворным для духовной жизни ребенка в том случае, если родители объяснят ему, что Бог наблюдает, забо­тится и утешает во время личной утраты. Слушание песен птиц, наблюдение за падением осенних листьев или за улиткой, ползущей через дорогу, — все это родители могут обратить на благо воспитания, если они хотят сообщить ребенку реальное ощущение живого Господа.

Когда ребенка обидел друг, нужно поговорить с ним о прощении; когда ребенок готов нарушить свое обещание посидеть с младшим братом или сес­трой ради полученного в последний момент приглашения в гости, следует на­помнить ему о верности, а когда ребенок должен готовиться к экзамену по биологии — о том, что нужно доверять Богу. Но родители должны быть гото­вы к такому напоминанию в любой момент, потому что подобные ситуации возникают внезапно и есть риск упустить возможность, даже не осознав ее.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 266

Если родители делятся своими мыслями с ребенком, напоминают ему библей­ский стих или ободряют его, возможно, Бог воспользуется этим, чтобы шеп­нуть на ухо впечатлительному юному существу: «Я существую! Я здесь! Я за­бочусь о тебе!» Вот какой смысл этих моментов — неожиданных, но очень плодотворных для воспитания в семье.

НАСТАВЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ

Родителям часто сложно понять, как правильно наставлять своего ребенка. Но если делать это по библейским примерам, наставление станет инструментом семейного воспитания, который вырабатывает в ребенке благочестие. Часто мы используем «наставление» и «наказание» как синонимы, подразумевающие при­нуждение, хотя бы в виде простого шлепка. Однако в Писании «наставление» и «наказание» — два разных понятия. В Послании к евреям, глава 12, стихи 5-6, говорится о двух аспектах воспитания (первый аспект — наказывать, а второй — бить): «сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он об­личает тебя» (стих 5), и далее: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (стих 6).

Павел утверждает, что Бог учит и наказывает нас, подобно тому, как отец наставляет и наказывает своего сына. В обоих случаях — это проявление любви отца к ребенку и подлинности взаимосвязи между ними. Наставле­ние — первая ступень данного метода обучения, она предполагает установле­ние норм поведения ребенка и поощрение его к совершенствованию. Воспи­тание помогает ребенку расти в святости, в уподоблении образу Христа пос­редством соблюдения определенных библейских норм. Наказание же необхо­димо тогда, когда эти нормы нарушены, когда попраны законы праведной жизни. Таким образом, наставление предшествует наказанию, а не наоборот. Те родители, что наказывают своего ребенка, не приучив его прежде к поряд­ку, хватаются за розги, не постаравшись как должно руководить поведением ребенка, повинны в нечестности и в несправедливости.

Все родители ответственны перед Богом за воспитание своих детей при по­мощи наставления и наказания, но они должны помнить, что и то, и другое нужно делать с любовью и заботой, а не в гневе и раздражении. У этих форм воспитания разные задачи, но обе они должны осуществляться в одном духе. Вот таблица, предлагающая наглядное сравнение этих двух форм воспитания:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.