Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианская педагогика 240






этих произведениях искусства другие и что они об этом думают. Есть и те, кто долго и внимательно вглядываются в каждую картину, задают вопросы художникам или музейным работникам.

Так же можно отнестись и к изучению Библии: одни, не утруждая себя систематическими занятиями, ограничиваются беглым взглядом, остальное упуская из виду; другие же проделывают глубокий и тщательный всеобъем­лющий анализ.

Мы рассматриваем книги Библии в той последовательности, в какой они были написаны. Автор, создававший книгу по вдохновению Святого Духа, не просто сочинял по стиху в день и собирал все это в книгу. Когда он работал, в уме его создавалась целая картина — структура книги. И в той мере, в какой мы стремимся выявить эту структуру, мы приближаемся к тому, что хотел нам сказать Господь.

Кроме того, синтез книги составляет основу для анализа книги по главам и стихам. Очень важно взглянуть на Библию сначала как бы издали, а потом уже рассматривать ее «под микроскопом». Мартин Лютер говорил, что он часто изучает Библию так, как собирают яблоки. Во-первых, нужно потрясти дерево, чтобы упали самые спелые плоды, затем залезть на дерево и потрясти каждый сук, осмотреть каждую ветку, каждый прутик и, наконец, — загля­нуть под каждый лист. Лютер уподобляет Библию дереву, ее книги — ветвям, веточки — главам, прутики — стихам, а листья — словам.

Синтез книги также помогает нам занять правильную позицию для оценки каждой ее части. Некоторые учителя склонны выдергивать стихи из контекс­та, не задумываясь о том, почему они появились в данной книге. Легко под­даться этому искушению, если не заниматься синтезом. Например, когда Мат­фей пишет, что Иисус велел двенадцати идти не к язычникам, но к заблудшей овце — Израилю (Мф. 10: 5-6), он обращается в этой книге к Израилю и го­ворит о Мессии Израиля. Апостолам надлежало донести до народа Израиля весть о Царстве Небесном (стих 7).

Изучать какую-либо из книг Библии можно следующим образом:

Прочтите книгу, как минимум, дважды. Читайте так, как если бы вы ее видели в первый раз. Попытайтесь забыть все, что вы знали о ней пре­жде — это поможет вам заметить то, что вы иначе могли бы пропустить. Про­читайте книгу за один присест, не пытаясь всматриваться в каждую деталь. Задача такого чтения — получить ощущение от книги, составить общее пред­ставление о том, что хотел сказать ее автор. Читайте вдумчиво, пусть ваше воображение рисует вам картины того, о чем пишет автор.

Соберите исторические сведения о книге. Выясните, кто написал эту книгу, кому она была адресована, где, когда и при каких обстоятельствах она создавалась. Не для всех книг Библии найдутся четкие ответы на эти вопросы, но мы располагаем сведениями о многих. Так, в Послании к ефесянам, глава 1, стих 1, указано, кто автор книги и для кого она написана, но лишь из пос­ледней главы (глава 6, стих 20) мы узнаем, что Павел пишет из темницы.

Обратите внимание на повторяющиеся слова и фразы. Тот факт, что в Послании к евреям слово «лучше» встречается двенадцать раз, указывает на стремление автора подчеркнуть превосходство Христа. А частое употреб-


241 16. УЧИТЕЛЬ КАК СТУДЕНТ, ИЗУЧАЮЩИЙ БИБЛИЮ

ление автором таких слов, как «священник», «первосвященник» и «жертва», свидетельствует о его желании акцентировать первосвященническое служе­ние Христа, который превыше священников Ветхого Завета.

Разделите книгу на части. Найдите основные поворотные моменты или отчетливые изменения темпа, направления, акцентов. Деление может быть ге­ографическим, как, например, в Деяниях, где Иерусалим является сценой со­бытий глав 1-7, Иудея и Самария — глав 8-12, а «края земли» — глав 13-28. Эти три локализации подобны концентрическим кругам; Иерусалим — это самый маленький внутренний круг, но именно в главе 1, стих 8, звучит пове­ление Иисуса.

Книгу можно разделить на части и по главным действующим лицам. На­пример, в главах 1-11 Книги Бытие рассказывается об Адаме, Еве, Енохе и Ное; в главах 12-23 на первый план выходит Авраам, в главах 24-27 — Исаак, в главах 28-36 — Иаков, а в главах 37-50 — Иосиф.

Некоторые книги делятся на части по теме. Например, в Книге Исайи ос­новной темой глав 1-39 является суд, а глав 40-66 — утешение. Послание к римлянам можно разделить по предметам богословского учения. Иногда книга делится по вопросам, как, например, книга Малахии.

Определите, в чем цель книги. В некоторых случаях цель написания ясно излагается в самой книге, как, например, в Евангелии от Луки, глава 1, стих 4, или Евангелии от Иоанна, глава 20, стих 31. Но во многих других книгах о цели свидетельствуют различные косвенные указания. Например, мотив ра­дости и ликования в страдании свидетельствует о том, что своим Посланием к филиппийцам Павел хотел поддержать верующих, чтобы в страдании они не унывали, а радовались о Господе.

Ощутите пульс книги. Изучая книгу Библии, следует определить, явля­ется ли она, прежде всего, повествованием или поэзией, посланием или про­рочеством. Это помогает почувствовать «атмосферу книги». Например, Пос­лание к галатам и Послание Иуды — книги-доказательства, они обосновыва­ют истину и противостоят лжеучению. Первое послание к коринфянам пред­лагает исправление; Послание к римлянам — книга богословская. Левит — инструктивная; Первая и Вторая книга Царств — повествовательно-описа­тельные, а Псалмы — созерцательные. Конечно, в одной книге могут сочетать­ся несколько литературных жанров, но важно определить основной жанр изу­чаемой книги.

АНАЛИЗ ГЛАВЫ

Получив общее впечатление от книги, вы можете приступать к более де­тальному ее изучению Один из возможных способов — изучать книгу по гла­вам. Здесь необходимо руководствоваться следующим планом:

Прочтите главу несколько раз. Чем больше вы читаете главу, тем боль­ше вы замечаете.

Разделите ее. Отметьте те места в главе, где сюжет меняется. Например, в стихах 1-3 псалма 1 говорится о благочестивом человеке, а в стихах 4-6 — о грешнике. В Первом послании к коринфянам, глава 6, Павел посвящает пер­вые одиннадцать стихов рассуждению о судебных тяжбах, а в стихах 12-20 говорит о безнравственности.

Бывает, что в одной главе рассказывается о многих событиях. Интересно проследить за поворотами сюжета, например, в Евангелии от Марка, глава 3.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 242

Кроме того, главу можно разделить в соответствии с местом действия. В Еван­гелии от Иоанна, глава 2, место действия стихов 1-11 Кана, стихов 12-13 — Капернаум и Иерусалим, а стихи 14-25 рассказывают о пребывании Иисуса в Иерусалиме. В Книге Иова, главы 1—2, арена происходящих событий то земля (1: 1-5), то небо (стихи 6-12), снова земля (стихи 13-22), затем опять небо (2: 1-6) и, наконец, — земля (стихи 7-13). Глава может быть разделена и в соот­ветствии с тем, к кому обращается автор. Например, в Послании к ефесянам, глава 5, стихи 1-21 обращены ко всем верующим, стихи 22-24 — к женам, стихи 25-31 — к мужьям, а стихи 32-33 — опять ко всем верующим. В неко­торых случаях главу можно разделить по рассказчикам. Так, в Книге пророка Иеремии, глава 36, последовательно сменяют друг друга: Господь, Иеремия, Варух, Михей, Иегудий, Варух, царь и Господь.

Выявите структуру главы. На данном этапе анализа главы вам следует найти различные особенности, в том числе сходство (например, чем самарян-ка в Евангелии от Иоанна, глава 4, сходна с Никодимом в Евангелии от Иоан­на, глава 3), отличия (например, чем самарянка в Евангелии от Иоанна, глава 4, стихи 1-42, отличается от царедворца в стихах 46-54), повторы (например, в Послании к евреям, глава 1, ангелы упоминаются семь раз; в Книге пророка Аввакума, глава 2, стихи 4-20, пять раз повторяется слово «горе»; а у Павла в Первом послании к фессалоникийцам шесть раз встречается слово «благове-стие»), связки (слова, соединяющие стихи, — например, Еф. 2: 4, 6, 8, 11, 13, 14, 18-19, 22).

Кроме того, следите за поворотами сюжета внутри главы. Это может быть переход общего к частному (Быт. 1: 1-2 — это общее, а стихи 3-25 — это уже частности); или от частного к общему (Иак. 2: 1-13 — это частное, а стихи 14-26 — более общее); переход от причины к следствию, движение по направ­лению к кульминации (как в Книге пророка Амоса, главы 1-2, где пророк подводит к основному моменту, когда он после речей, обращенных к разным народам, обращается наконец к Израилю; или как в ответе самарянки Иисусу в Евангелии от Иоанна, глава 4, где она сначала называет его Иудеем, затем тем, кто «больше Иакова», затем — пророком и, наконец, — Мессией); или же обратное движение (как в Первой книге Царств, главы 1-12, где сначала речь идет о сыновьях Илия, затем о Самуиле, потом снова о сыновьях Илия и опять о Самуиле).

Развитие может иметь характер расширения, как в молитве Иисуса в Еван­гелии от Иоанна, глава 17, где Он молится о Себе (стих 1-5), о Своих учениках (стихи 6-19) и затем обо всех верующих (стихи 20-26). Еще один вид перехо­да — переход от вопросов к ответам, как, например, в Книге пророка Мала-хии, глава 3, стихи 7-16.

Ищите ответы на вопросы: когда? где? как? кто? что? и почему? Во­прос «когда?» относится ко временным параметрам главы (время дня, время года, другие временные координаты, например, праздничные дни). Вопрос «где?» относится к географическим элементам, а вопрос «как?» — к форме осуществления определенных действий. Например, как свидетельствует Еван­гелие от Иоанна, иудейские власти противодействовали Иисусу различными способами: вопросами, попытками забросать Его камнями, арестовать, обви­нениями в кощунстве и, наконец, осуждением на распятие.


243 16. УЧИТЕЛЬ КАК СТУДЕНТ, ИЗУЧАЮЩИЙ БИБЛИЮ

Вопрос «кто?», конечно, относится к людям, упоминаемым в главе, а во­прос «что?» — к событиям, заявлениям, вопросам, приказаниям, ответам. Во­прос «почему?» должен прояснить, почему люди в данной главе сделали то, что они сделали, и сказали то, что сказали, а также выявить причины утвер­ждений, содержащихся в тексте неповествовательного характера.

Задавайте вопросы типа «Интересно, почему..?» Это полезно как спо­соб исследования содержания главы. Например, для Евангелия от Иоанна, глава 2, стих 6, это могут быть такие вопросы: интересно, почему на свадьбе было шесть водоносов? Почему они были такие большие? Каков был обряд очищения? Относительно Евангелия от Марка, глава 10, вопросы могут быть такими: почему родители приносили своих детей к Иисусу? Почему ученики упрекали своих родителей?

Обобщите смысл главы. Чтобы удостовериться, что вы понимаете содер­жание главы Библии, лучше всего пересказать его своими словами. Некото­рые студенты начинают пересказ такими словами: «В этой главе говорится, что...» Другой способ обобщить содержание главы — дать главе максимально краткое заглавие. Например, главу 14 Книги Иова можно было бы озаглавить так «От рождения до могилы». Одно интересное упражнение состоит в том, чтобы придумать заглавия для каждой главы данной книги Библии.

АНАЛИЗ СТИХА

Определите тип стиха. Является ли этот стих утверждением, повелени­ем, вопросом или пожеланием? Например, Послание к ефесянам, глава 5, стих 22, — это повеление.

Запишите основную мысль стиха. Это значит, что нужно зафиксиро­вать: кто что делает (или должен был бы делать) по отношению к кому. В Евангелии от Иоанна, глава 3, стих 16, «Бог» — подлежащее, «возлюбил» — сказуемое, а «мир» — прямое дополнение. В Послании к римлянам, глава 3, стих 23, «все» — подлежащее, «согрешили» — сказуемое. В Притчах, глава 3, стих 5, подлежащее (подразумеваемое) — «ты», сказуемое — «надейся», косвенное дополнение — «на Господа».

Выпишите второстепенные мысли. Во многих стихах основная мысль дополняется различными деталями, дающими нам дополнительную информа­цию, которая не содержится в подлежащем и сказуемом. В Евангелии от Иоанна, глава 3, стих 16, слова «что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» выражают мысль второстепенную по отношению к основной мысли — «так возлюбил Бог мир». В Притчах, глава 3, стих 5, слова «всем сердцем твоим» несут дополнительную информацию к основной мысли стиха — «надейся на Господа». В Первом пос­лании к фессалоникийцам, глава 5, стих 11, слова «как вы и делаете» служат дополнением к основным мыслям, выраженным в двух повелениях: «увеща-вайте друг друга и назидайте один другого».

Отметьте в тексте определенные слова; включая связующие (напри­мер, «посему» — в Послании к ефесянам, глава 4, стих 25), подчеркните пов­торяющиеся слова и соедините их чертой; обведите кружком значимые слова (например, «чужие», «пришельцы», «сограждане» — в главе 2, стих 19); пос­тавьте вопросительные знаки рядом с теми словами, которые вам неясны.

Перескажите стих,. Переписывая данный стих, передавая его смысл сво­ими словами, вы можете лучше понять его суть. Вот пример перефразирова-


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 244

ния стиха 12 главы 4 Послания к ефесянам: «Это нужно для того, чтобы под­готовить святых к служению Господу, результатом чего, в свою очередь, будет созидание церкви».

Еще один этап изучения состоит в том, чтобы записать как. можно больше своих собственных наблюдений по поводу стиха. На этом этапе вы должны постараться все разглядеть в этом стихе. Эти наблюдения могут пос­лужить продолжением к фразам типа: «В этом стихе говорится, что...»

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Один из наиболее интересных путей исследования — изучение биогра­фий. Библейские биографии отражают истину в действии. Когда мы видим, какое влияние оказывает Бог на жизнь других людей, мы лучше понимаем, что Он может оказывать такое же влияние и в нашей жизни. Победы и пора­жения, надежды и опасения, борьба и триумф, позор и слава, восторг и стра­дание, сила и слабость — все это есть в библейских биографиях.

Для изучения библейских биографий можно воспользоваться следующим планом.

Найдите все упоминания о данном человеке и прочтите их. Если вы ищете сведения о Неемане-прокаженном, вам придется прочесть не только Четвертую книгу Царств, глава 5, но и Евангелие от Луки, глава 4, стих 27. Если вам нужен Илия, вы должны прочесть не только с Третьей книги Царств, глава 17, по Четвертую книгу Царств, глава 2, но и 4 Царств 9-10 и 2 Пара-липоменон 21: 12 и ознакомиться с упоминаниями у Малахии, Матфея, Марка, Луки, Иоанна, а также в Послании к римлянам, глава 11, стих 2, и в Послании Иакова, глава 5, стих 17.

Соберите и запишите все известные вам сведения о данном человеке. Это может быть информация о его происхождении, предках, обстоятельствах рождения; о его семье, профессии, характере, решающих событиях в его жизни, о его влиянии на других; его товарищах, местах, где он странствовал; о его смерти и погребении.

Выпишите последовательно события его жизни.

Перечислите сильные и слабые стороны его характера. Интересно сде­лать такие наблюдения относительно жизни Моисея, Ионы, Петра и других.

Сформулируйте в одной фразе основной принцип (или принципы), ко­торый нашел отражение в жизни данного человека.

Сформулируйте варианты (по крайней мере, один) возможного при­менения в вашей жизни. Это должен быть план ваших действий, основанный на том, что вы узнали из биографии. Есть ли пример для подражания, или же предостережение от греха, или молитва, которую следует запомнить, или качес­тво, которое следует в себе развивать, или ошибка, которую нужно исправить?

Дальнейшим шагом в изучении биографии может стать ваша попыт­ка написать изложение о жизни данного человека. Написанное может иметь форму газетной статьи, поэмы, песни, письма, интервью с вопросами и ответами, рассказа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.