Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационный материал для самостоятельной работы






Конфликтология как особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению, и развитию практики практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия» (Гришина Н.В.)

Исторические подходы к рассмотрению проблемы конфликтов, противоречий. Докантовская философия разрешения конфликтов. Методы разрешения конфликтов Фихте. Концепции Шеллинга. Формы и методы разрешения противоречий Гегеля. Принципы разрешения противоречий в марксистской философии.

Современные философско-социологические подходы к изучению конфликтов в зарубежных исследованиях социал-дарвинизм, функциональная «равновесная модель», конфликтная теория, теория классовой борьбы, конфликтный функционализм.

Основные подходы к изучению социально-психологических конфликтов: психоаналитическое направление, неофрейдизм, необихевиоризм, когнитивистические, гуманистические ориентации.

В отечественной науке сложилось несколько направлений развития конфликтологии: философско-социалъное (теоретическое направление, охватывающее общие тенденции развития конфликтов на макроуровне), организационно-социологическое (изучающее причины и динамику конфликтов организаций, групп, коллективов) и индивидуально-психологическое (изучающее психофизические особенности и характеристики отдельных личностей, их поведение в конфликте).

Феноменология конфликта.

Конфликт как предмет конфликтологии. Основные понятия в конфликтологии: конфликтная ситуация субъекты (участники) конфликта предмет конфликта, объект конфликта, инициация конфликта, формула конфликта, конфликтные личности, позиции субъектов конфликта, скрытые нужды, мотивы, функции конфликта, этапы развития конфликта, фазы конфликта, затухающий конфликт, управление конфликтами.

Схема описания конфликта: сущность, классификация, структура, функции, генезис (уровни развития психологического противоречия: нарушение равновесия, затруднение в основном виде деятельности, проекция дискомфорта на окружающих), эволюция (в антропогенезе более высокими темпами совершенствуются орудия уничтожения, более медленно средства труда и сам человек, поведение в конфликтам более бессознательно), динамика (латентная и открытая фаза, послеконфликтный период: частичная или полная нормализация), системное информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика. (Анцупов А.Я.)

Причины возникновения конфликтов: социально-психологические, административно-управленческие, финансово-экономические, информативные и др.

Функции конфликта: позитивная, информационная, стимулирующая, созидательная, законодательная, диагностическая и др.

Последствия конфликтов: позитивные, негативные.

Типы конфликтов: ресурсный, ценностный, интересов, средств достижения целей, потенциалов, норм

Виды конфликтов: конструктивные, деструктивные, вертикальные, горизонтальные, социальные конфликты: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные. Социально-психологические, психологические конфликты: межгрупповые, межличностные, внутриличностные, ролевые (внешние, внутренние).

Виды системного анализа конфликтов: системно-структурный (рассмотрение конфликта как целостной системы со структурными составляющими, находящиеся во взаимосвязи), системно-функциональный (выявление связей, зависимостей), системно-генетический (исследование в развитии, динамике, выявление причин, внешних и внутренних), системно-информационный (анализ закономерностей и информационного обмена между основными подструктурами конфликта, динамике информационных моделей конфликтной ситуации у субъектов).

Социально-психологический уровень анализа конфликта: структура, динамика, функции, типология, (Петровской А.В.).

Методы исследования конфликтов: методы изучения и оценки личности, методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах, методы диагностики и анализа конфликтов, методы управления (структурные, картографии).

Личностные особенности субъектов конфликта. Особенности адаптации и социализации личности. Внутренние и внешние противоречия личности, их взаимосвязь. Типы ''трудных'' в общении (конфликтные личности): авторитарный, скептик, лживый, эгоист, соглашатель (сверхпокладистый), пессимист, популист, всезнайка, нерешительный, ложный альтруист, подстрекатель, фанатик, демагог, консерватор, грубиян, с-ума-сводящий, невинный лгун, жалобщик, молчун, агрессивный, игрок.

Позитивные типы личности: авторитет, эврист, альтруист, интеллигент, критик, инициатор, принципиальный, теоретик, практик, коммуникабельный, независимый, решительный, оптимист. Принципы общения с конфликтными личностями.

 

Задания для самостоятельной работы.

Задание №1 Систематизация источников, библиографический список, аннотированный электронный каталог литературы и создание электронной библиотеки по проблемам конфликтологии,

Форма отчета. Предъявление материалов на электронных носителях, с пояснениями.

Задание 2.. Составление библиографического списка сайтов по проблеме конфликтологии.

Форма отчета: Краткий реферат-обзор в электронном и печатном виде.

Задание 3. Составление хрестоматии на электронных носителях по следующим разделам: Философско-психологическая «конфликтная парадигма», социально-психологический, психологический подход в конфликтологии. (отечественная и зарубежная); исследования семейных конфликтов: супружеских, родительско-детских, межпоколенных конфликтов; конфликтов в профессиональной деятельности; в системе образования; в юридической практике; межкультурных, межконфессиональных отношениях.

Форма отчета. Подготовка 3-4 источников по каждому из 6 –ти разделов (в подгруппе из 5-6 человек); 1-2 источников на иностранных языках с переводом (в подгруппе по 7-8 человек).

Задание 4. Составление биографического справочника (1-2 персоналия отечественной психологической школы): биография, текстуальные конспекты, рефераты-конспекты.

Схема составления биографии:

фотография, годы жизни, место рождения, основные этапы судьбы, описание эпохи, в которой происходило становление личности, описание научной среды в которой осуществлялся выбор научных интересов и дальнейшая деятельность, научное окружение, учителя, научные достижения, открытия, научные школы, ученики, последователи, влияние трудов на другие отрасли науки и практики, значение достижений для современной науки и практики, отзывы его (ее) современников, (последователей, учеников, оппонентов), взгляды современных ученых, награды, звания, знаки отличия, увековечение памяти, библиография (все труды).

 

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2004.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПБ, Питер 2004.

4. Козырев Г.И. Основы конфликтологии.М., «Форум» - Инфра –М,

2007.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.