Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Теоретические основы, проблемы конфликтологии как науки.






Конфликтология в системе наук. Исторические подходы к рассмотрению проблемы конфликтов, противоречий. Основные подходы к изучению социально-психологических конфликтов: психоаналитическое направление, неофрейдизм, необихевиоризм, когнитивистические, гуманистические ориентации. Проблемы социально-психологического изучения конфликта в отечественной науке. Современные проблемы развития конфликтологии. Основные понятия в конфликтологии. Сущность конфликта, его структура. Формула конфликта. Классификация конфликтов: типы, виды, уровни. Причины возникновения конфликтов, функции, динамика. Личностные особенности субъектов конфликта. Типы ''трудных'' в общении (конфликтные личности), причины, принципы общения с конфликтными личностями. Позитивные типы личности в общении. Межличностные конфликты, психологические признаки, классификация структура, причины, формы протекания, уровни развития, способы разрешения. Межгрупповые, групповые конфликты, их структура. Пути разрешения конфликта между личностью и группой. Понятие моббинга.

 

Тема 2 Внутриличностные конфликты: виды, формы проявления, генезис, диагностика, способы разрешения, управление. Теории поведения личности в конфликте Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Понятие, особенности, показатели внутриличностного конфликта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Виды внутриличностных конфликтов: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой (внутриролевые, межролевые), адаптационный и конфликт неадекватной самооценки, способы разрешения, Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Способы разрешения внутриличностных конфликтов и их содержание: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов, у представителей различных видов профессиональной деятельности: менеджера, юриста, социального работника, специалиста PR, психолога, педагога, медика, их преодоление. Психологическая традиция в работе с конфликтами: психотерапия, психологическое консультирование, взаимодействие психолога и клиента.

 

Тема 3. Конфликты в разных видах профессиональной деятельности, социальном, межкультурном, межконфессиональном взаимодействии: причины возникновения, сферы проявления, диагностика.

Виды и типы конфликтов: инновационные, управленческие организационные, межэтнические, межкультурные, межконфессиональные, межгосударственные, идеологические, политические, глобальные, региональные и др. Регулирование, предотвращение, разрешение конфликтов. Конфликты профессионализации: этапы, факторы, проблемы профессионального становления субъекта труда. Проблемные ситуаций: становление карьеры, индивидуальные пути развития личности, становление жизненного опыта, этапы кризисов внутреннего роста, иерархии жизненный ценностей, мотивации трудовой деятельности, профессиональной ориентации и реориентации. Внутрипрофессиональные конфликты: виды и особенности конфликтов в профессиях разного уровня квалификации, ролевые конфликты. Технологии разрешения и управления. Конфликты в профессиональной педагогической деятельности. Особенности педагогических ситуаций и конфликтов. Виды педагогических ситуаций: конфликты деятельности, конфликты поведения, конфликты отношения, причины. Принципы управления конфликтами в педагогическом процессе. Конфликтное взаимодействие в педагогическом процессе с детьми разного возраста. Педагогические ситуации и конфликты с учащимися разного возраста. Анализ педагогических ситуаций как технология разрешения и управления взаимодействием. Профессиональная деятельность и деформации личности, технологии консультативной практики.

 

Тема 4.Семейные конфликты: супружеские, родительско-детские: диагностика, регуляция, разрешение. Жизненные циклы в развитии семьи Структура семейных отношений Типы семейных отношений: стабильная семья (гармоничная), проблемная семья, кризисная семья (неблагополучная). Принципы гармоничных отношений. Формы и виды супружеской любви. Проявление разных уровней чувства любви: симпатия, влечение, влюбленность, страсть, любовная страсть, любовь.

Неблагополучные семейные союзы: конфликтные, кризисные, проблемные.. Причины супружеских конфликтов: коммуникативная несостоятельность, неудовлетворенность в ценности и значимости ''Я'', невыполнение ролевых функций, отсутствие положительных эмоций, сексуальная неудовлетворенность, финансовые разногласия, пристрастие к азартным играм. Проблемы супружеских отношений. Особо опасные случаи супружеских конфликтов: эгоцентризм, психологическая несовместимость, пьянство, супружеская неверность. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. Конфликтное взаимодействие с детьми. Проявление родительских чувств по отношению к детям. Особенности проявления конфликтов в отношении с детьми в раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском возрасте. Типы неблагополучных семей. Ребенок в конфликтных семьях. Влияние супружеских конфликтов на психику, здоровье и характер ребенка.

Особенности и способы разрешения семейных конфликтов. Определение проблемного поля семьи: схема анализа семьи как системы: стереотипы взаимодействия, семейные мифы, семейные правила, границы, стабилизаторы, семейные истории; диагностика семейных отношений; генограмма семьи. Основы семейного консультирования: психодинамическая модель, поведенческая, модель, системная семейная психотерапия.

 

Тема 5. Технологии управления конфликтами: прогнозирование, профилактика, предупреждение, регулирование, разрешение. П ереговоры, медиаторство, посредничество. Выбор стиля эффективного общения и конструктивного поведения в конфликтном взаимодействии.

Конфликтное взаимодействие. Мотивы и цели, стратегии и тактики, (виды воздействия, техники борьбы, приемы конструктивного взаимодействия, нерешенные вопросы. Регуляторы конфликтного взаимодействия. Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Понятие технологий эффективного общения и их разновидности. Общение как основной элемент в конфликтном взаимодействии. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения и их функции в конфликте. Достижение взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и эмпатии в общении.

Технологии управления конфликтами. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами. Основное содержание управления: симптоматика, диагностика, прогнозирование, профилактика, предупреждение, регулирование и разрешение. Динамика конфликта и содержание управления им. Воздействия: пресечение, гашение, преодоление, устранение. Сущность прогнозирования и профилактики конфликтов. Источники прогнозирования конфликта. Предпосылки и пути предупреждения конфликта. Технологии - вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта: организационно-управленческие предпосылки, изменение отношения, психология конструктивной критики: соблюдение правил, методы психокоррекции: тренинги, аутогенная тренировка, самоанализ, индивидуальное психологическое консультирование.

Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Факторы управляемости: характеристики (СК), степень сходства и различия (СК), факторы ситуации, навыки управления, предмет спора (ОК), характер отношений (СК). Этапы регулирования конфликта.

Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. Алгоритмы деятельности по разрешению конфликтов. Условия и факторы принятия конструктивных решений по конфликту. Модель применения власти по разрешению конфликтов. Выбор стратегии реагирования при конфликтном взаимодействии. Диагностика стратегий поведения в конфликте. Характеристика ситуаций в которых продуктивны следующие стратегии: приспособление, избегание, соперничество, компромисс, сотрудничество,

Формы регулирования конфликтов: переговоры, посредничество, арбитраж.

Психология переговорного процесса. Переговорный процесс, его сущность, виды, функции и основное содержание. Модели поведения в переговорном процессе: избегающий, уступающий, отрицающий, наступающий. Этапы переговорного процесса. Психологические механизмы переговорного процесса. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Типы стратегий: «выигрыш-выигрыш», «проигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш». Тактические приемы на переговорах, условия успеха. Технологии общения в переговорном процессе. Технологии управления эмоциями в переговорном процессе. Правила самоконтроля эмоций (эмоциональная выдержка; рационализация эмоций и поддержание высокой самооценки) и их применение в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе. Тактики переговоров: «видимое сотрудничество», «дезориентация партнера», «провокация чувства жалости у партнера», «ультимативная тактика», «лавирование резервами уступок». Тактические приемы: «закрытая дверь», «визирование», «внешняя опасность» и др.

Посредничество (медиаторство) в переговорном процессе. Принципы психологического посредничества. Барьеры посредничества. Процесс психологического посредничества. Навыки посредничества для профессионалов. Этика регулирования конфликтов.

Психологическая традиция в работе с конфликтами: Психотерапия, психологическое консультирование, взаимодействие психолога и клиента. Модель ненасильственной коммуникации по управлению конфликтами. Основные положения, принципы технологии ненасильственной коммуникации, приемы овладения языком «жирафа».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.