Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Препятствия к принятию Таинства Крещения






· Безусловные препятствия:

o Человек уже крещен (существует суеверное представление о возможности «перекрещивания на удачу»);

o Человек уже крещен в другой христианской конфессии, члены которой присоединяются к Православию через миропомазание или покаяние[1];

o Человек находится в бессознательном состоянии.

· Условные препятствия:

o Человек не верит в Бога или верит неправильно (условным это препятствие называется потому, что его устранение может и должно быть достигнуто в рамках огласительной беседы);

o Человек живет в смертном грехе (условным это препятствие называется потому, что его устранение может и должно быть достигнуто в рамках исповедальной беседы со священником перед Крещением).


Общий порядок проведения бесед катехизатора с оглашаемыми

 

Катехизатор в краткой форме излагает основное догматическое и нравственное учение Церкви. Начать можно с двух догматов, которые мы вспоминаем, осеняя себя крестным знамением: о Боге-Троице и о двух природах во Христе. Также беседы могут включать объяснение слушателям основ церковного вероучения, в частности о Таинствах, и основ христианской нравственности с изложением двух заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему. Катехизатору следует раздать оглашаемым текст Символа веры, прочитать его вместе с ними и объяснить непонятные слова. Наконец, катехизатору следует рассказать о приходской жизни и конкретных мероприятиях, беседах, встречах, в которых может принять участие оглашаемый после Крещения.

Огласительные беседы следует проводить в помещении, где есть места для сидения. В случае, если таких помещений в приходе нет, рекомендуется заблаговременно поставить стулья или лавки в храме, чтобы все участники бесед могли слушать катехизатора сидя.

В приложениях №1, №2 и №3 к данному пособию размещены раздаточные материалы, а именно тексты Символа веры и основных молитв с переводом на русский язык, а также чинопоследование Таинства Крещения с его кратким объяснением. Тексты данных приложений катехизатору следует иметь под рукой, чтобы раздавать слушателям в соответствующий момент беседы. В зависимости от особенностей аудитории, в тексты приложений могут быть внесены дополнения и изменения. Катехизатор, по благословению настоятеля прихода, может использовать другие раздаточные материалы и листовки.

По окончании бесед катехизатор выдает слушателям Свидетельство о прохождении бесед, вариант оформления которого представлен в Приложении №4 к данному пособию. Данное свидетельство должно быть закреплено подписями священника и катехизатора а также, по возможности, печатью прихода.

В соответствии с упомянутым в преамбуле соборным документом, в тех случаях, когда родители или будущие восприемники уже научены основам веры и участвуют в церковной жизни, их участие в оглашении не обязательно. Для участия в совершении Таинства Крещения в ином приходе, чем тот в жизни которого они регулярно участвуют, священник этого прихода или иной, регулярно исповедающий их священник, может им выдать соответствующее свидетельство (пример формулировки: «Настоящим свидетельствую, что имярек научен основам веры и регулярно участвует в церковной жизни»).

Необходимые качества катехизатора

· Воцерковленность. В первую очередь, приходской катехизатор должен «исповедовать то, о чем проповедует». Регулярное участие в церковных Таинствах, жизнь, построенная по Евангельским заповедям – то без чего не следует даже приступать к проповеди о Боге.

· Убежденность. Катехизатор должен быть сам убежден в истинности того, о чем он говорит. В противном случае он не может тронуть сердца своих слушателей. Мы призваны открывать оглашаемым личную живую и глубокую веру, убедительно ее исповедуя. В случае возникновения полемики по вопросам веры, катехизатору следует аргументированно, спокойно и с любовью ответить на все проблемные вопросы.

· Знание основ веры. Катехизатор должен иметь достойный уровень богословских знаний и постоянно стремиться к их углублению. Этому может способствовать получение дополнительного теологического или миссионерского образования, посещение встреч, лекций, конференций, посвященных проблемам катехизации и миссии, чтение соответствующей литературы и прочее. Достаточным для приходского катехизатора может считаться образование, полученное в одной из духовных школ или на специальных курсах для приходских катехизаторов. В любом случае настоятелю прихода, на котором проводится катехизация, следует проверить уровень знаний катехизатора прежде, чем допускать его до проведения бесед.

· Ясность мышления. Умение отличать главное от второстепенного; умение построить логичную схему, с помощью которой собеседнику будет легче принять излагаемые истины веры.

· Умение выступать публично. Ясная и правильная речь, умение внятно излагать свои мысли.

· Умение быть внимательным. Ко всей группе в целом и к каждому из собеседников, к достижению поставленной цели.

· Педагогический такт. Общительность. Умение никого не обидеть, не вызывать неприязни, избегать конфликтов, а также деликатность, уважение и доброжелательность к каждому из участников беседы. Умение установить контакт и, как следствие, взаимное доверие, уважение, а также умение слушать и понимать людей, вести с ними диалог.

Основные ошибки катехизатора

· Представление о христианстве как о системе запретов;

· Превращение огласительных бесед в перечисление обязанностей христианина;

· Несоблюдение временных рамок беседы (слишком короткая — менее 40 мин., слишком длинная — более 1 ч. 20 мин.);

· Дисбаланс между вероучительным и нравственным содержанием бесед (иногда много говорится о догматическом учении Церкви, но не говорится о том, как надо жить по-христиански);

· Перенасыщение бесед информацией, превышающей минимум вероучительных и нравоучительных знаний, необходимый для осознанного принятия Таинства Крещения;

· Категоричность в общении с собеседниками, например, чрезмерная требовательность в отношении знания наизусть молитвенных текстов, заблаговременного ознакомления со священными книгами и проч.;

· Чрезмерный либерализм в общении с собеседниками: заискивание, неуважительное отношение к церковным обрядам и традициям, чрезмерное упрощение вероучительных истин и проч.;

· Сухость беседы, превращение ее в типовую, стандартную лекцию, невовлечение собеседников в диалог, незаинтересованность катехизатора в том, чтобы собеседник действительно воспринял основы веры;

· Высокомерное отношение к оглашаемым, отсутствие любви к ближнему и к своему служению;

· Непонятный новоначальным язык, избыток церковнославянизмов и богословских терминов («средостение», «живот», «синергия», «эсхатология» и т.п.);

· Отсутствие пособий и печатных материалов;

· Хаос в организации встреч (опоздания, перенос времени и т.д.), неряшливый, сонный, вялый вид катехизатора.


Пример общих огласительных бесед

Сегодня в большинстве случаев крещаемыми являются младенцы, поэтому приведенные в пособии примеры бесед ориентированы преимущественно на родителей и крестных. В то же время они носят достаточно общий характер и могут использоваться при оглашении взрослых. Катехизатор может добавить в беседу ту информацию, которая, по его мнению, будет полезна для конкретной аудитории.

Тематический план (следует разбить на две беседы по усмотрению катехизатора):

1. Знакомство;

2. Объяснение необходимости бесед;

3. О значении веры в Бога; О Священном Писании и Священном Предании;

4. О Боге. Троица;

5. О грехе;

6. О Боговоплощении и Искуплении;

7. О заповедях Божиих

a. О любви к Богу. О молитве;

b. О Церкви;

c. О Таинствах;

d. О любви к ближнему;

8. Чтение Символа веры;

9. О приходской общине;

10. Заключение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.