Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика научного знания






Гегель «Наука есть процесс, а не голый результат ». Наука включает в себя все условия производства новых знаний о природе, обществе и мышлении: 1.ученых, с их ЗУН, квалифик., опытом. 2.научные учреждения, экспериментальное, научное оборудование. 3. систему научной информации, вся совокупность знаний. Есть 2 точки зрения понимания динамики в науке: 1.- кумулятивный –как количественный рост научного знания (традиц. т.зр.); 2.-акумулятивный –как борьба и конкуренция научных теорий м/д которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности, т.е. качественные скачки от одной теории к другой. Динамика научного знания – рассматривается как процесс количественных и качественных изменений. По Куну развитие науки расподается на два периода: 1 этап- «нормальной» науки, принцип приемственности, 2 этап – эпоха научных революций, связан со сменой парадигмы. Научная парадигма (пример, образец) включает: 1.научную картину мира, 2.дисциплинарную матрицу (идеалы, нормы), 3.консенсунс во взглядах, шаблоны, алгоритмы. Если меняется парадигма, меняется и картина мира, идеалы. Происходит научная революция, скачек.

На 1-ом этапе (классич.) идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы. Главное внимание поиску очевидных, наглядных принципов. На 2-ом этапе (неклассич.) развивается понимание относительной истинности картины природы. На 3-ем (постнеклас.) осмысление ист. изменчивости онтологии, идеалов, норм научного познания, видение науки в контексте соц. условий и соц.последствий.

Развитие знаний происходит постепенно, или в форме научных рев-ций. Каждая из них содержит разрушительную сторону – освобождение от устаревших представлений и созидательную – формирование новых взглядов. 1-я крупная рев. в науке, в естествознании 15-17 вв. разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галлилея, Ньютона. Создала классическую (механистическую) картину миропонимания. Схоластику заменил стиль мышления, основанный на использовании эмпирического метода. Вселенная развивается без участия сознания и разума, а жизнь зарождается случайно как результат беспорядочных химических реакций. 2-я глобальная рев. – достижения в естествознании – эволюционное учение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии, системы хим.элементов Менделеева 19 в. Это была антиметафизическая и диалектическая революция. 3-я револ. – на рубеже 19-20 вв., теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфачастицами. Мир – сплошная динамика, не позволяющая говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Научная картина мира менялась под влиянием неевклидовой геометрии 19в., теории относительности нач.20в., общей теории систем и теоретической кибернетики сер. 20в. Важную роль сыграла теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория биологической эволюции и развитие ее на основе концепции биосферы и ноосферы. На классич. этапе осваивались малые системы, на неклас. – сложные саморегулирующиеся системы, то постнеклас. - изучает сложные исторически развивающиеся системы – открытость, нелинейность, новые уровни организации. Развитие ч/з неустойчивость, «вспышки» в критических точках, обострение ситуации –это вошло в арсенал неоклассической парадигмы науки.

 

 

41.Понятиеметода

Метод(м.) - совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Науч.м. служит получению и обоснованию объектив­но-истинного знания. Во-1-х, следование им — необходимое условие получения достоверного рез-та. Во-2-х, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества. В частности, аттестация научно­го работника зависит от его готовности и умения строить свою деятельность на основе соответствующих м. «При хорошем методе и не очень талантливый че­ловек может сделать много, — заметил И.П. Павлов. — А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных точных данных». М., подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в дру­гих областях. М. образуют основу учения, которое называется мето­дологией. Она стремится упорядочить, систематизировать м., установить пригодность их применения в различных облас­тях, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследовани­ем методов. Различают методы общие и специфические, практические и логические, эмпирические и теоретические, качественные и ко­личественные, употребляемые при открытии и обосновании. Общими называются м., которые применяются в человече­ском познании вообще, а специфическими — те, которыми поль­зуется только наука. К 1-м относятся анализ, синтез, абст­рагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др., ко 2-м — научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация. Практические м. применяются на предметно-чувственном уровне научного познания, логические же являются результатом обобщения миллиарды раз повторяю­щихся практических действий. К 1-м - наблюдение, измерение, практический эксперимент, ко 2-м — доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание, и др. Одновременно наблюдение, измерение, практический экс­перимент относятся к эмпирическим м., как и сопровож­дающие их и с ними «слитые» доказательство или выведение следствий. Такие же м., как идеализация, мысленный экс­перимент, восхождение от абстрактного к конкретному, явля­ются теоретическими. Сущ-т м., приспособленные преимущественно к обоснованию знаний (эксперимент, дока­зательство, объяснение, интерпретация), другие же «работают» больше на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, ана­логия, мысленный эксперимент).

 

42. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы

Системный подход - методологическое направление в науке, осн. задача к-рого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. С. п. представляет собой определенный этап в развитии методов познания. С.п. – совок-ть обще-науч. методолог. принципов в основе кот. лежит рассм-ние объектов как си-м. Принципы: 1.выявление зав-ти кажд. элемента от его места и ф-ций в си-ме; 2.анализ того, насколько поведение с-мы обусловлено как особ-ми её отд. элеметов так и св-ми её стр-ры; 3.иссле-ние мех-ма взаим-вия с-мы и среды; 4.изуч-е х-ра иерархичности, прис. дан. с-ме; 5.рассм-ние с-мы как динамичню развивающ. целостности.

Исторически С. п. приходит на смену широко распространенным в 17—19 вв. концепциям механицизма. Наиболее широкое применение методы С. п. находят при исследовании сложных развивающихся объектов. Теоретической базой для разработки таких методов является диалектико-материалистический принцип системности. К числу важнейших задач С. п. относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь к-рых обусловливает целостные свойства этого множества. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления— формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей системы на др., координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Важной особенностью С. п. является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача к-рой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во мн. случаях могут оказывать существенное воздействие на него.

Важным понятием системного подхода является понятие " самоорганизация". Данное понятие характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер (живая клетка, организм, биологическая популяция, человеческий коллектив).

В условиях развертывания научно-технической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. п.— детальное раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. С. п. является теоретической и методологической основой системного анализа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.