Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социального института.






Соц. нстит-т (Мертон) - опред. форма объедин. людей, степень распред-я ролей в этом объединен. и форма закрепленности в обществе того или иного вида человеч. деят-ти. Соц. инстит. предполагает наличие организац-х структур, иерархию в них, регламентир-е и регулир-е человеч. деят-ти. Применительно к науке соц. инстит. означает: 1) офиц-е признание и самост-ть в общ-ве; 2)оценка ее роли в жизнедеят-ти общ-ва; 3) возникн-е сложной стр-ры в ее организации. В науку как соц. инст-т включены след. Компоненты: 1) опред. с-ма знаний и носителей этих знаний; 2) специфич. познават. цели и задачи; 3) выполнен. опред. ф-ций; 4) специфич. средства познан. и организац. управленч. стр-ры; 5)собствен-е ресурсы и с-ма финансиров-я; 6) собствен-я с-ма подготовки и аттестации кадров. 7) наличие собствен. прессы. Предназначен. науки как соц. инст-та: 1) призвана стимулир. рост научн. знания 2) обеспеч. объективн. оценку вклада ученых 3) отвечать за рез-ты научн. достижений 4) культивир-ть среди ученых научн. этос. Формы Н сообщества: 1) научн. группы (специалисты-носители дисциплинарного знания) 2) Н школы, их признаки: - д.б. выдающийся ученый, возглавляющ. определ. совокупн-ть специалистов; наличие общих исслед-х задач и программы; - единый стиль мышления. 3) научн. коллектив.

Под институциализацией науки понимается процесс, связанный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождался и сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений, научных журналов. Первые признаки институциализации науки намечаются в глубокой древности, когда знания сакрализуются, засекречиваются от непосвященных и становятся достоянием особого социально го слоя — жрецов, шаманов. В Др. Египте уже существовало своеобразное высшее научное учреждение «дом жизни», где накапливались и хранились наиболее ценные достижения производства и интеллект. труда. В Древней Греции институциализация науки проявилась в деятельности софистов. Обусловленные напряженной политической борьбой постоянные дебаты в народном собрании и суде порождали интерес к вопросам права, государства, морали, познания и потребность в овладении искусством красноречия (риторикой) и спора (эристикой). В 529 г. была закрыта просущест­вовавшая почти тысячу лет Афинская школа — центр античной науки того времени. На Восток перемещается и мировой центр научной активности. Несколько позже появились университеты в Европе. Старейшими среди них являются Болонский (1119), Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Падуанский. Они были не толь­ко учебными, но и научными центрами.На протяжении многих веков развития институциональные формы науки значительные изменяются.

В середине XX в. наука претерпевает глубокие структурные изменения, обусловленные новыми соц-экон-ми требованиями: превращается в сферу массового произв-ва знаний. Бурно развиваются биотехнологии, микроэлектроника, информатика, происх. массовая компьютеризация. Все это требует существенно иных организации научной деятельности, новых принципов построения научных коллективов. Во второй половине 20 в. под влиянием совершенствования транспортных средств, глобальной компьютеризации и др. факторов расширились возможности общения между учеными и ускорился процесс интернационализации взаимоотношений между ними. Принадлежность ученых к одной стране (тем более к одному научному учреждению) теряет прежнее значение. Понятие научной школы отходит на второй план и заменяется такими понятиями, как научное сообщество.

 

49 Н в с-ме властно-экон. и идеол. отнош. по отношен. к науке(Н) власть (В) как соц. инсти-т выполняет след-е ф-ции: 1) кураторство т.е.госуд-е регулир-е и контроль Гос. регулир-е- речь идет о финансировании. Гос-во берет на себя ф-цию ранжирования научн. направленности с точки зрения их значимости, на этой основе формудир-ся программы по развитию науки. Гос контроль- учет последствий применения результатов научн. деятельн-ти, гос-во берет на себя ф-цию анализа соотношений сиюминутных эконом. выгод от технологич-х достижений со стратегич-ми ценностями гос-ва 2) ф-цию жестокого диктата своих властных полномочий (например нацист- кий режим в 30-е гг. объявил ядерную физику еврейской физикой)3)ф-ция третейского судьи (от гос-ва зависит престиж науки). С точки зрения гос-ва наиболее затратна сфера фундамент-х исследований: т.к. она труднопредсказуема в силу большого промежутка времени (знание - результат).

Идеология – ценности ангажированы и отражены интересы определ массы людей. Идеологию нельзя выстроить с помощью определ. научн. критериев, идеол-гия зачастую пытается воспольз-ся научными критериями для своей легитимации. Наука может попасть под идеологич-й диктат, но и сама наука может быть причастна к идеологическим эксцессам.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.