Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие закона и его роль в науке.






Закон(з.) – существенная, необходимая, устойчивая повторяющ-ся связь между явлениями. От з. отличают закономерности, кот. шире понятия з. Выдел-т всеобщие, общие и частные з. Всеобщие - это з-ны диалектики, имеют универс. характер, действуют во всех без исключения сферах действительности. Общие - такие законы, котор. не будучи всеобщими выражают связи общие для наук о материальной действительности. Частные – присущи лишь отдельным формам движения материи, некоторым структурным уровням материальной действительности.

Специфику диалектики, ее главн. содержание выявляют три ее основных з.: з. перехода количественных изменений в качественные, з. единства и борьбы противоположностей и з. отрицания отрицания. 1-й из них говорит о скачкообразном характере развития, о перерывах постепенности. 2-й характеризует двигательную силу процесса развития, усматривая ее в борьбе противоположностей, внутренне присущих объекту. 3-й закон показывает, что первоначальное превращение в противоположность (отрицание) и по следующее превращение в новую противоположность (отрицание отрицания) не есть возвращение к прежнему состоянию, а представляет собой переход на более высокий уровень развития. Законы диалектики применимы не только к природе и обществу, но и к процессу познания: в ходе развития познания происходят переходы количественных изменений в качественные, развитие осуществляется на основе возникновения и разрешения противоречий, на основе закона отрицания отрицания.

Детерминизм - философское учение о детерминации, т.е. о взаимосвязи вещей, явлений и процессов. Зародилось в Др. Грец. Демокрит с одной стороны, и Эпикур с другой, зачинатели двух крайних концепций детерминизма и, соответственно, двух радикальных методологических ориентации в истории науки. В демокрит детермин-ме фигурируют категории необходимости и случайности, в контексте которых существует всякая концепция детерминизма, здесь не равноправны. Первой из них приписывается ведущая роль, вторая вы ступ-т как нечто подчиненное, второстепенное. Необходимость пробивает себе дорогу через множество случайностей. Закон безраздельно властвует над всем происходящим в природе и обществе, а потому предвидение будущего, как и реконструкция прошлого, жестко предопределены и не могут вести к каким-либо неожиданностям. Всякая система управляема постольку, поскольку познаны законы ее существования. Эпикур — прямая противоположность Демокриту. Он на чисто отвергал фатализм и приписывал все события случаю. Согласно Эпикуру, принятие идей Дем-та делает невозможным допущение свободы воли человека. В целом для Эпикур. направления характерно отрицание общей закономерности явлений, особенно общественных. Здесь всякое событие есть в специфическом смысле слова явление «историческое», т.е. однократное явление, обусловленное скрещением множества единичных причин. Социальная жизнь в целом есть однократный неповторимый поток изменчивых фактов, слагающийся из комбинаций множества опять-таки единичных причин.

 

47 Категории общего и особенного, целого и части, сущности и явления, Абстрактное и конкретное: м-д научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета, называется методом восхождения от абстрактного к конкретному. При этом под абстрактным понимается «бедное», одностороннее знание, а под конкретным полное и содержательное. Такое понимание абстрактного и конкретного восходит к Гегелю. Но есть и иная трактовка этих категорий, приписываемая Локку. Согласно этой трактовке конкретными являются понятия, элементы объема которых реально сущест-щие в действительности объекты («человек», «птица»,). Понятия, элементы объема которых представляют некоторые идеальные образования, являются абстрактными («число», «геометр. фигура»). Приоритет в разработке метода восхождения от абстрактного к конкретному принадлежит К. Марксу. Применяя метод восхождения от абстрактного к конкретному, исследователь вначале выделяет исходную абстракцию, Чтобы восхождение от абстрактного к конкретному стало возможным, необходимо прежде всего найти такую абстракцию, которая могла бы служить началом развертывания теоретической системы. Для этого она должна: 1) обладать всеобщностью и воспроизводимостью с точки зрения выведения тенденций развития и определения перспектив будущего состояния объекта, 2) отражать в себе основное движущее противоречие объекта, 3) иметь реальный прообраз в объективной действительности.

Часть и целое. В философских категориях части и целого отображается отношение между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы — в качестве его частей. Характер трактовки категорий части и целого в значительной мере определяет общую стратегию научно го познания на том или ином этапе его развития. Решение проблемы соотношения части и целого состоит в признании того, что целое является качественно новым образованием. Оно характеризуется свойствами, не присущими от дельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия. И поскольку нет части вне целого (в таком случае они просто элементы), как и целого без (до) части, то познание целого и части осуществляется одновременно. Выделяя части, мы анализируем их как компоненты данного целого. Своими истоками синтетическая концепция соотношения части и целого уходит в глубокую древность. Сократ философствовал: лицо связывает в единое целое свои части — губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. Необходимость и случайность. Случайность (С) - такой тип связи, кот обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Подобная связь носит неустойчивый характер. С. может быть внешней (находится за пределами власти данной необходимости, определяется привходящими обстоятельствами) и внутренней (вытекает из самой природы объекта). Н.– закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Н. м.б. внешней и внутренней.

Сущность и явление. Явление - непосредственно воспринимаемые св-ва объекта, то или иное видение которых зависит от строения действия органов чувств субъекта познания. Сущность – то качественное своеобразие предмета, определяющее его характерное лицо, которое может скрываться за его непосредственно наблюдаемыми проявлениями. Общее и особенное. Особенное - мера и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Общее содержит в себе закон-ти протекания процессов в любом единичном явлении.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.