Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие истины. Истина и правда.






Целью познавательных усилий является достижение истины(и.). И. определяется как соответствии мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить и. от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности. И. - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию и.

Объективность – 1-й и исходный признак и., кот. означает, что она объявлена реальной действ-тью. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания, но в то же время и. субъективна по форме выражения. Знание объектив и. имеют все достоверные знания людей.

Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстрактность и конкретность.

И. - процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная и. понимается как полное исчерпывающее знание о действ-ти в целом - гносеологический идеал, кот. никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может бить опровергнут в будущем. Это так называемые «вечные истины».

Относительная и. выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания.

По мере познания и практики челов. знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинные знания являются относительными, т. к, дают знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная и. означает шаг вперед в познании абсолютной и. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная и.

Конкретность И. означает соответствие знаний предмета и явлений материального мира, соц. развитию и самому познающему субъекту по времени, месту, усл.

И. - это адекватное отражение объекта.

Познание не свободно от заблуждений. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, заблуждение главным своим источником имеет ограниченность; неразвитость или ущербность общественной практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности.

Оценочный аспект характерен для понятий «правда» и «ложь». Под правдой понимают соц. истину, содержащую нравственную оценку. Ложь -преднамеренное искажение знания с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена

Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее. Понятие «вера» имеет два значения: уверенность в том, что ещё не доказано в данный момент, знание догматического характера о сверхъестественном - религиозном, принимаемое без доказательств.

Оценка – это логическое осмысление субъектом окр. действ-ти, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности.

Основной формой познания и критерием истины является практика – конкретная деят-ть людей по преобразованию окр. мира и самого человека. К видам практики отн. матер. производство, управленч. деятельность, науч. эксперимент. Как критерий практика – это единство абсолютного и относительного. Относительность в практике – это её ист. ограниченность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.