Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирический и теоретический уровни научного познания.






Научное познание - развивающаяся система знаний, которая включает в себя 2 основных, но качественно различных уровня – эмпир. и теорет.

На эмпир. ур. преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, систематизация, классификация - характерные признаки эмпир. познания.Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта. Научный факт возникает как рез-т очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. Эмпир. исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. Оно базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность - в этом закл-ся особая роль эмпирии в науке. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. Над эмпирич. ур. науки всегда надстраивается теорет. ур.

Теорет. ур. научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм мыслител. деят-ти. Живое созерцание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познавание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического сознания. Теория, представляющая этот уровень, строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня).

Однако теория строится т. обр., что она описывает непосредственно не окружающую действ-ть, а идеальные объекты. В итоге теория способна описать все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпир. уровне.

Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то мы можем описать теоретический объект как угодно детально и получить в принципе сколь угодно далекие следствия из теоретических представлений. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Естественно, что исходные принципы должны соотноситься с действ-тью.

Итак, в структуре научного знания выделяются два существенно различных, но взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.