Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема начала науки. Динамика науки.






Как форма познания, наука возникла в Нов. вр., в 16-17 вв., в эпоху становления капиталист. сп. произв-ва и разделения единого ранее знания на фил-фию и науку. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития.

В античности и в ср. вв. в основном происходило филос. познание мира. В рамках этой фил. объединялись знания и сведения о " первых причинах и всеобщих началах", формировалась определенная совокупность логических и математ. знаний. Но зачатки этих знаний не сформировались как автономное, самостоятельное целое. Первые ростки науки создавались в древневост. Цив-циях – Егип., Инд., Вавилоне, Кит.

В античный и ср-вековый п-ды сущ-ли лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как целостная система знаний возникла только в Нов. вр., в процессе отделения науки от традиц. фил-фии.

Буржуазные рев-ции в Англии и Нидерландах дали мощный толчок для развития новых производственных и соц. отношений. Важным фактором для этих изменений оказывается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, астрономия, механика, физика, химия и др. Понятия наука и естествознание в те времена практически отождествлялись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание.

Но различные отрасли наук были еще слаборазвиты. Поэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточной базы знаний, и, сл-но, строить чисто умозрительные предположения. Достижение истины было невозможно без фил-фии.

Наука - явление конкретно-историческое. Прошедшее в своем развитии ряд этапов, кот. можно разделить по разным категориям. Категорией (обоснованием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования,.

Классич. наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании устранить все, что относится к субъекту познания, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получение объективного знания о мире. Господствовал объективный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе.

Неклассич. наука (1/2 20 в.) -учитывает связи м/у знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта.

Постклассич. наука (2/2 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая стадий имеет свою совокупность теоретико-методологических и иных установок, свои фундаментальные идеи и свою картину мира.

Классич. - механику, построение мира строится на принципе жесткого детерминизма.

Неклассич. - строится на идеях относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постклассич. - стадия становления и организации, ориентирование на " синергетическое движение" и глобальный эволюционизм.

Рациональность – это тип мышления и соотв-го ему продукта, т.е. рац. знания, облад-го дискурсивностью (способность выраж-ся в языке), определенностью понятий и терминов, системностью, обоснованностью, открытостью для внут. и внеш. критики оснований, средств и результатов мышл-я, рефлективностью, способностью к изм-ю всех компонентов мышл-я.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.