Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная этика консультанта.






Принципы этичного поведения в психологическом консультировании (по Р. Кочюнасу):

1. Консультант ответственен в своей работе: перед своим клиентом, перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой он работает, перед общественностью, перед своей профессией.

2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности.

Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудиозаписи и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.

Правила конфиденциальности:

1. Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.

2. Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не подпадают под требование конфиденциальности.

3. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.

4. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.

5. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено (по Р. Кочюнасу):

a) Преступные действия (насилие, развращение, инцест), совершаемые над несовершеннолетними.

b) Необходимость госпитализации клиента.

c) Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

d) Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

3. Профессиональная компетентность психолога. Уровень профессиональной подготовки психолога-консультанта должен соответствовать профессиональным стандартам. Психологу необходимо адекватно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности, четко осознавать границы своих профессиональных возможностей и не пытаться решать проблемы в тех сферах, где он может оказаться некомпетентным. Психолог должен обратиться за помощью к супервизору или коллеге в тех случаях, когда он столкнулся с такими собственными нерешенными проблемами или конфликтами, которые мешают проведению консультирования; проблема клиента выходит за рамки его профессиональных возможностей.

4. Вопросы оплаты. Существуют центры, где клиент может получить бесплатную психологическую помощь. Также развивается рынок платных психологических услуг. Психолог может заключать финансовые соглашения с клиентами с учетом своей квалификации и платежеспособности клиента. Стоимость услуг психолога оговаривается в начале консультирования. Психолог-консультант не должен завышать стоимость своих услуг, требовать плату за направление клиента к коллегам или другим специалистам.

5. Реклама профессиональной деятельности. Психолог должен объективно информировать работодателей и клиентов о себе и характере предоставляемых услуг. В характеристике (резюме) нужно указывать те знания, навыки и умения, которые психолог получил в соответствии с утвержденными программами образования. В случае появления неточной информации необходимо внести коррективы, соответствующие реальному положению дел. Реклама профессиональной деятельности в периодических изданиях, буклетах, визитках должна отражать уровень квалификации и опыт работы психолога, его координаты, часы приема, стоимость услуг.

Типы клиентов на основе мотивационной ориентации:

1. Клиенты с деловой ориентацией, мотивированные на решение своей проблемы и разделяющие ответственность за ее решение с психологом. Эта категория клиентов - «благоприятная» для работы психолога. Они делятся на две подгруппы: с адекватной и неадекватной ориентацией.

a) Клиенты с адекватной деловой ориентацией готовы к сотрудничеству, доверяют психологу, осознавая при этом, что не у каждой проблемы есть решение.

b) Клиенты с неадекватной деловой ориентацией склонны идеализировать психолога, приписывать ему сверхкомпетентность, магические способности. Это не способствует эффективности консультирования: в случае неудач клиенты с легкостью могут обесценивать «развенчанного кумира».

2. Клиенты с потребительской ориентацией, заинтересованные в решении проблемы, но полностью перекладывающие ответственность за результат на психолога. Наибольшая сложность в работе с ними заключается в переориентации в плане ответственности: пока клиент не примет на себя ответственность за изменения в своей жизни, ему не поможет ни один психолог.

3. Клиенты с игровой ориентацией, у которых мотивация посещения психолога не связана с желанием решить проблему. Часто их приход к консультанту начинается с перечисления психологов, которых клиент уже посетил и которые ему не смогли помочь. Дав психологу такой объем доверия, клиент при малейших сомнениях в компетентности психолога начинает его обесценивать. Клиент с такой ориентацией может играть с психологом в ряд игр, описанных Эриком Берном (например, в игру " Я такой бедный и несчастный"). Прогноз для этой категории клиентов неблагоприятный, так как требует глубокого анализа личности клиента, перевода такой неосознаваемой игры в сознательный пласт, что является задачей не психологического консультирования, а психотерапии.

А. Ф. Копьев попытался выработать адекватные критерии оценки состояния клиента на основе его диалогической интенции. Под диалогической интенцией понимается «большая или меньшая серьезность в намерении решать свои проблемы и обсуждать их в данной конкретной ситуации с данным конкретным консультантом». А. Ф. Копьев разделяет клиентов с точки зрения их готовности к диалогу на два больших класса: открытые и закрытые.

Типы клиентов по их готовности к диалогу (по А. Ф. Копьеву):

1. «Закрытые» клиенты блокируют диалог с психологом. Они не настроены на открытое и искреннее взаимодействие с консультантом, избегают диалога, контролируя жанр и темы общения, стремясь навязать их консультанту. У клиента отсутствуют попытки бороться со своими защитами, и он сохраняет внутреннюю «стабильность» вопреки декларируемому намерению «изменить свою жизнь», «решить проблему», «понять, что с ним происходит».

a) «Психологическая интоксикация». В состоянии психологической интоксикации при кажущемся стремлении клиента к самоизменению на самом деле невозможна серьезная консультативная работа. Чаще всего клиенты этой подгруппы - клинически здоровые люди с прагматическим интересом к психологии, которая является эффективным средством оправдания любых своих поступков понятиями из тех или иных психологических концепций. Даже очень интимные рассказы о себе являются не личным сообщением, а информацией о характеристиках некоего объекта - собственной души, осознаваемой как внешний объект - психика. Обращение к психологу выполняют важную защитную роль: отражают неудовлетворенность собственной жизнью позволяет ничего в ней не менять.

b) «Эстетизация личностных проблем». Происходит сокрытие собственного Я за «дымовой завесой», имеет место эстетическое оправдание. Невзгоды и проблемы прибавляют личности клиента глубину и значимость. Состояние эстетизации широко распространено в повседневной жизни и относится к числу «популярных» психологических механизмов адаптации.

c) «Манипуляции - пристрастия». Основной мотив обращения в консультацию этой подгруппы: поиск путей для достижения поставленной цели в отношении тех или иных людей. Эти клиенты деятельны, энергичны и ищут у психолога конкретных знаний, направленных на успешное манипулирование своим окружением.

2. «Открытые» клиенты прилагают большие усилия по преодолению собственного сопротивления. Об открытости клиента можно говорить, когда присутствует борьба с внедиалогическими, защитными импульсами, когда клиент, побуждаемый реальным страданием, нуждой или искренним стремлением к установлению истины о самом себе, готов к серьезному, глубокому общению.

«Открытость» и «закрытость» характеризуют особенности начального состояния клиента психологической консультации. Они не рассматриваются как некоторое устойчивое личностное качество. В ходе консультирования качество «открытость- закрытость» клиента может претерпевать трансформацию.

Типы клиентов по характеру запроса:

1. Не уверенный в себе клиент Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений. Цель обращения к психологу - снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений - сложный процесс, они не уверены в себе.

2. Уверенный в себе клиент обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения. От психолога ему нужна информация, подтверждающая уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Возникает вопрос: если этот человек столь уверен в себе, зачем он тогда вообще обращается к психологу? Ответ может быть такой: несмотря на то что этот человек уверен в себе и не раз уже самостоятельно принимал жизненные решения, в последнее время он все более на подсознательном уровне ощущает, что что-то идет не так. Его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать. Обращение к психологу и характер запроса отражают сложившийся компромисс между сторонами внутреннего конфликта.

3. Клиент, все знающий и доверяющий только себе, все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Не глуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям в силу их резонерских особенностей нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни. Попытка найти собеседника приводит их в консультацию.

4. Клиент с потребностью выговориться, ищущий сочувствия, «отдушину». Это люди с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые и страдающие вследствие своей доброты.

Позиции консультанта в консультативном диалоге в зависимости от типа клиента (по Н. В. Самоукиной):

1. Психолог - «нейтральный советчик» выслушивает, задает вопросы, высказывает советы или рекомендации. Такой психолог подойдет, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек.

2. Психолог - «программист» разрабатывает программу для клиента: «Что делать», «Как делать», «Когда делать». Такой психолог подойдет, когда в роли клиента выступает умный, сильный, интеллигентный человек. Такой психолог подойдет для человека, у которого эмоции преобладают над доводами разума.

3. Психолог - «слушатель». В результате «разговора с хорошим и умным человеком» клиент получает облегчение, удовлетворение и, успокоившись, самостоятельно находит решение собственной проблемы. Такой психолог подойдет для человека, взволнованного или опечаленного какими-либо внезапно случившимися событиями.

4. Психолог - «зеркало» объясняет, что объективно происходит, рисует для клиента объективное отражение события, помогает понять его роль в этих событиях, позиции людей, связанных с ним и влияющих на него. В результате клиент понимает, что с ним происходит, к нему приходит успокоение и способность к принятию решения, к действию. Такой психолог подойдет для человека, у которого эмоции преобладают над доводами разума.

5. Психолог - «катализатор». Для людей, которые все понимают, но ничего не делают, принимают на себя роль неудачников, необходимо создать толчок к активации отношения к ситуации, к началу деятельного включения в разворачивающиеся события его собственной жизни через укрепление его уверенности в себе, в его «добрых силах», его способности к управлению событиями своей личной жизни, ожиданию желаемого положительного результата. Такой психолог подойдет для нерешительных или ригидных клиентов, склонных к компульсивному, застревающему поведению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.