Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая встреча с клиентом.






Консультирование, даже если это единственная встреча, всегда имеет начало, середину и конец - структурировано по определенным правилам. Особую важность имеет первая встреча с клиентом. В связи с тем, что психологическая культура населения в нашей стране является довольно низкой, первая встреча часто бывает единственной.

Знакомство. Первой встрече необходимо уделить особое внимание. Необходимо встретить и усадить клиента. С первых минут беседы следует проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником, поднявшись навстречу клиенту. Важно не суетиться, не заигрывать с клиентом, не пытаться с первых минут вступить с ним в контакт, активно обещая свою помощь. Перед началом беседы лучше сделать паузу (45-60 секунд). Важный момент консультации - знакомство с клиентом по имени. Вначале нужно предложить представиться клиенту, используя реплику типа: «Давайте познакомимся, как мне вас называть?». После того, как клиент назовет себя, психолог может назвать себя соответствующим образом. При разумной разнице в возрасте используется принцип «равенства имен». Иногда в начале беседы возникает необходимость объяснить клиенту, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием зависимости успеха от сотрудничества клиента и консультанта корректирует ожидания клиентов и уменьшает тревогу. В начале первой встречи важно выяснить, пришел ли клиент сам или его кто-то направил к психологу. Рассказ клиента о своих проблемах и о том, что заставило его обратиться за помощью. Иногда клиенты начинают рассказ сами. Если этого не произошло, консультант может задать вопрос: «С чего бы вы хотели начать?», «Что привело вас сюда?».

Определение проблемы. Когда контакт установлен, а клиент перешел к рассказу о себе, начинается вторая стадия консультирования (которая может занять 25-30 минут), на которой клиент должен как можно больше рассказать о себе и своей ситуации. На этой стадии лучше всего помогают открытые вопросы и реплики, максимально структурирующие рассказ.

Пока клиент говорит, психолог: поддерживает контакт с клиентом; стимулирует его на дальнейший рассказ; способствует целенаправленному развитию беседы; осмысливает то, что говорит клиент.

Через 15-20 минут психолог уже должен хорошо разбираться в проблемах и ситуации клиента и быть готовым к формулированию и проверке консультативных гипотез. Каждая гипотеза - попытка консультанта понять ситуацию клиента. Гипотезы - варианты конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам.

На второй фазе расспроса основное содержание работы психолога - проверка возникших гипотез. При этом используются в основном закрытые вопросы или вопросы, требующие точных ответов клиента. Основным средством проверки гипотез на данном этапе является анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, которые позволяют уточнить особенности его поведения в проблемных ситуациях, характерные паттерны поведения. Чем подробнее рассказ клиента, тем больше у консультанта возможностей для понимания тех аспектов ситуации, которые не осознаются клиентом.

Подробный рассказ о проблемной ситуации должен отражать следующие моменты: когда и в связи с чем возникла данная ситуация; где именно происходило событие; что говорил и делал клиент; что говорили и делали другие действующие лица; что думал и чувствовал клиент; что, с точки зрения клиента, думали и чувствовали другие участники ситуации; чем закончилась ситуация; какие она имела последствия; на что повлияла данная ситуация.

Для подтверждения (или опровержения) гипотезы одной конкретной ситуации необходимо описание двух-трех таких примеров. Если во всех этих ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения, то гипотеза консультанта верна.

Обсудив с клиентом две-три конкретных ситуации, психолог может понять, какая из его гипотез соответствует действительности, что в мыслях, чувствах, поведении клиента ведет к возникновению проблем, как можно помочь ему изменить свое поведение и отношение к происходящему.

Желаемые изменения. На этом этапе консультанту необходимо еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе предъявленной проблемы, и попытаться ответить на вопрос: чего именно клиент хочет добиться своим поведением, какие потребности он пытается удовлетворить. Задачи этого этапа будут реализованы, если клиент и консультант выстроят своеобразную «цепочку» событий.

Понимание логики развития отношений, согласно которой клиент хочет чего-то добиться (любви, признания, власти), применяя для этого неадекватные способы и средства, приводит последнего к осознанию того, каким образом его поведение способствует усугублению проблемы, но клиент испытывает затруднения при поиске позитивных вариантов поведения в проблемных ситуациях.

Психолог может оказать клиенту помощь, не предлагая конкретных решений, избегая советов и рекомендаций. Только сам человек может решить, чего именно он хочет добиться, какие изменения ситуации по-настоящему соответствуют потребностям клиента.

Альтернативные пути решения проблем. Главная задача данного этапа - выработка нескольких альтернативных решений, нескольких выходов из сложившейся ситуации, позволяющих добиться желаемого результата. Психолог помогает клиенту сформулировать возможные альтернативы, критически их осмыслить и выбрать наиболее подходящий и реалистичный вариант поведения. Консультант оказывает помощь в формулировании как можно большего числа альтернатив (веера выборов). Далее, путем тщательного анализа, выбирается тот вариант, который максимально подходит в этой ситуации. Чем более подходит выбранный вариант к реальной жизни, особенностям личности клиента и ситуации, тем выше вероятность того, что клиент действительно изменится.

Поиск ресурсов. На этом этапе важно проанализировать имеющиеся у клиента ресурсы, на которые он может опереться при решении проблемы. Иногда на этом этапе полезно спросить клиента, что он за человек, за что он сам себя ценит, что позволяет ему выполнять сложную, ответственную работу.

Экологическая проверка. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Многие клиенты после консультирования ничего не меняют в своей жизни, поэтому вначале необходимо выяснить у клиента, собирается ли он в действительности предпринимать шаги для изменений. В случае положительного ответа консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, с пониманием возможности неудачи в достижении целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.