Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет консультативной психологии.






Консультативная психология - раздел современной науки, направленный на изучение структуры и закономерностей процесса психологического консультирования.

Вне зависимости от того, как трактовать психологическое консультирование, очевидно, что этот вид деятельности на настоящем этапе развития общества является реальностью, требующей своего изучения.

Возникновение консультативной психологии подготовлено всем ходом развития психологии, вплоть до начала XXI в. На разных этапах развития психологии возникали и становились актуальными различные ее отрасли.

Психологическая наука зародилась как наука о закономерностях психической деятельности, направленная на изучение такого сложного объекта, как психика. Сначала авторов интересовали общие законы психической деятельности. Изучалось: как человек познает окружающий мир; как на основе отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, у него складывается целостный образ мира и себя в этом мире; как он выстраивает образ своего действования в мире; как он реально в этом мире действует. Так появилась и начала развиваться общая психология.

Со временем на этом пути психология подошла к факту существования индивидуальных различий, благодаря чему появилась дифференциальная психология, стала развиваться психодиагностика. Исследование закономерностей поведения человека вообще стало себя исчерпывать.

Сначала возникли типологии индивидуальных различий, затем методики для их выявления. Использование данных об индивидуальных различиях сильно продвинуло науку и прочно вошло к концу XX в. в обиход психологов-практиков.

Далее направление исследований начинает смещаться в сторону такой уникальности, которая не поддается типологизации. Теперь уже мы все чаще говорим об уникальности, непредсказуемости каждого человека. Естественно, что и общие закономерности психического существуют, и типологии, например, темперамента, характера, оправданны.

Но мы все более подходим к тем аспектам, которые невозможно было исследовать с помощью старых парадигм. Этому факту соответствуют появление и развитие гуманистической психологии.

Закладывались основы консультативной психологии. Когда стали исследовать уникальность, познавать ее законы, использовать эти законы в практике оказания помощи конкретному человеку, предметом научного анализа становились закономерности диалога, позволяющие работать с индивидуальностью.

Локус исследования сместился с индивидуальных различий на различия в способах ведения диалога, в формах организации взаимоотношений между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом. Ученых стало интересовать, какие способы организации диалога способствуют выявлению закономерностей функционирования уникальности конкретного человека, а какие препятствуют этому процессу, блокируют его, делают невозможным; какие параметры взаимоотношений помогают оказывать психологическую помощь в опоре на закономерности уникальности клиента, а какие мешают.

Другим важным шагом на пути развития психологии, предопределившим появление консультативной психологии, было включение в контекст психологического анализа социальной среды, в которой человек живет. Стали изучать влияние факта включенности в большие и малые группы на психическую активность человека. Этому соответствовало возникновение и развитие социальной психологии в области научных и прикладных исследований.

Но и в психотерапии, в области, возникшей из практики оказания психологической помощи и благодаря этой практике, локус анализа на протяжении XX в. все более смещается в сторону социального контекста.

Теперь мы видим, что согласно многим направлениям современной практической психологии фактор текущей социальной среды вообще признается решающим для объяснения поведения человека вопреки, скажем, его прошлому, детству. Ярким примером этого служит современная семейная терапия, где в рамках крупнейшего и влиятельнейшего системного подхода (Сальвадор Минухин, Мюррей Боуэн, Натан Аккерман, Карл Витакер, Иван Бошормени-Надь, Теодор Лидс и другие) межличностный контекст (фокусирование на текущих взаимодействиях) всецело доминирует над интрапсихическим контекстом (концентрация внимания на прошлом индивида).

На начальных этапах своего развития психология была академической наукой. Не стоял вопрос о широком использовании ее достижений, поскольку достижений этих было не так много.

Неотложные и болезненные задачи практики положили начало возникновению в конце XIX - начале XX вв. на Западе психотерапии. Начали закладываться основы консультативной психологии. Сильно увеличился объем психологических знаний вообще, например, психотерапия значительно продвинула вперед такую отрасль общей психологии, как психология личности.

На первых этапах развития психологического консультирования естественным был интерес к природе той реальности, с которой сталкивается клиент в своей жизни, которая порождает проблемы, с которыми он приходит в психологическую консультацию.

Например, психолог, занимающийся психологическим консультированием в организации, естественный интерес будет проявлять к психологии организаций, к тем психологическим закономерностям, которые обусловливают поведение людей в организациях. Психолога, работающего с семейными проблемами, будет интересовать психология семьи. И так далее. В последнее время все более отчетливо заявляет о себе другой ракурс анализа - что реально происходит в момент консультирования между консультантом и лицом, находящимся в положении клиента. Многие психологи-консультанты, оказывающие помощь на основе доведения до клиентов имеющей отношение к их проблемам психологической информации, не раз отмечали, что в процессе диалога между ними и клиентами возникало и еще что-то (кроме объективного контекста), что помогало решать проблемы. После консультации с проблем клиента они переключались на анализ самого диалога. Этому ракурсу и соответствует консультативная психология.

Объект изучения консультативной психологии - человек, группа или система людей как субъект психологической помощи.

Предметом исследования консультативной психологии являются:

1. Социально - психологические характеристики (свойства, процессы и состояния) индивида как субъекта психологической помощи. Консультативная психология изучает те личностные особенности клиентов, которые проявляются в результате их жизни в социуме и вызывают тревогу, мешают адекватно функционировать, нуждаются в понимании (самопонимании), принятии, развитии и другие. Изучаются тревожность, застенчивость, конфликтность, возбудимость, зависимость, агрессивность. Часто социально-психологические характеристики являются предметом индивидуального психологического консультирования; феномены общения и взаимодействия индивида со средой, являющиеся причиной для обращения за психологической помощью. Сюда относятся отношения и взаимодействие в диадах «родитель-ребенок», «учитель-ученик», «психолог-клиент» и другие. Они исследуются в индивидуальном психологическом консультировании, семейном консультировании, организационном консультировании, психолого-педагогическом консультировании и др. социально-психологические характеристики (свойства, процессы, состояния) групп людей как целостных систем в контексте оказания психологической помощи. Предметом консультативной психологии может быть групповая сплоченность или напряженность, конфликты в системе (в семье, школе, производственном коллективе, организации).

2. Психологические механизмы взаимодействия и воздействия людей друг на друга. Например, типичными для медицинских отраслей консультирования является изучение механизмов убеждения, внушения, подражания. В психолого-педагогическом консультировании при решении проблем социализации ребенка, формировании социальных норм и правил важны механизмы идентификации, интериоризации.

3. Психология профессиональной подготовки и профессиональной деятельности психолога - консультанта. Предметом консультативной психологии являются особенности формирования личности профессионала, психологические закономерности становления его профессиональной идентичности, условия, организация и содержание его профессиональной деятельности. Особую важность приобретает изучение эпистемологических (греч. - знание, понимание), онтологических (бытийных) и аксиологических (ценностных) аспектов деятельности психолога-консультанта.

4. Психологические технологии оказания консультативной помощи и их сравнительная эффективность. В настоящее время анализ предмета консультативной психологии - это важная теоретическая проблема. Сложившиеся представления о предмете являются очень дифференцированными, что характерно для большинства смежных, пограничных областей психологии. Сегодня более целесообразно говорить о «предметном поле» консультативной психологии. При попытке придерживаться более «узкого» и конкретного понимания предмета мы сталкиваемся с некоторыми ограничениями в вопросе о предмете консультативной психологии. Индивид, обратившийся за помощью, может при первой консультации предъявить свою проблему, например, агрессивность. Но если мы сведем ее к социально-психологическим характеристикам индивида, мы упустим специфику проявления агрессивности в той или иной социальной среде, источники ее возникновения и способы изменения поведения.

Предметное поле консультативной психологии:

1. Клиент - личность и/или группа как субъект психологической помощи со всей присущей ей спецификой социально-психологических характеристик и взаимодействий.

2. Психолог - консультант - специалист с определенным уровнем теоретической и практической подготовки и личностными характеристиками во взаимосвязи с процессом, условиями, спецификой профессиональной консультативной деятельности.

3. Психотехнологии (методы, методики, технические приемы) эффективного оказания психологической помощи.

Консультативная психология - сочетание теоретических и практических подходов с широким спектром применения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.