Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели консультативной психологии.






Психотерапия и психологическое консультирование - процесс, происходящий между двумя людьми, в котором участвуют в равной мере сознательное и бессознательное начала психотерапевта (психолога-консультанта) и пациента (клиента). При этом к личности психолога предъявляются требования рефлексии, открытости к собственному опыту и другое. Эти требования в разной форме работают в различных школах психотерапии и психологического консультирования.

Медицинская модель. Важные моменты, касающиеся различий во взаимодействии с клиентами психологов, придерживающихся медицинской и психологической моделей, связаны со следующими параметрами:

1. Директивность-не директивность психолога.

2. Анонимность-самораскрытие.

3. Возможность - невозможность выражения положительных и отрицательных чувств по отношению к клиенту.

4. Односторонность - двусторонность - степень ответственности психолога (психотерапевта) и клиента (пациента) за эффективность консультирования (психотерапии) встречи.

Психологическая (личностно - ориентированная, гуманистическая). Отличия психологической модели от медицинской:

1. Исходит из индивидуальной, а не социальной этики.

2. Воспринимает человека как неделимую целостность, а не сумму органов и механизмов.

3. Исходит из принципа реальности, а не противопоставления объективности и субъективности.

4. Обращается к проблемам и потенциям, а не болезням и недостаткам.

5. Ориентирована на развитие и оптимизацию индивидуального бытия, а не на ликвидацию симптомов и нормализацию социального поведения.

6. Фокусируется на процессе, а не на методике.

7. Концентрируется на настоящем, открывающем дорогу в будущее, а не на прошлом.

8. Предполагает работу психолога «собой» (личностная включенность), а не «техникой» (В. Е. Каган).

Педагогическая модель основана на гипотезе о недостаточной компетентности клиента в той области жизненных умений, знаний, навыков, в которой он испытывает трудности. Задачами психолога является анализ проблем и разработка комплекса мер, направленных на их разрешение. В педагогической модели процесс терапии направлен на коррекцию или успешную адаптацию клиента к реальности - целью является научение клиента успешнее справляться с этой реальностью. Психолог выступает в качестве авторитетного (но не авторитарного) и поощряющего учителя, который стремиться научить клиентов быть лучшими консультантами для самих себя.

Диагностическая модель предполагает, что психолог выступает в качестве компетентного специалиста, главная задача которого - проведение диагностики и информирование клиента (или заказчика - лица, осознающего наличие проблемы у клиента и обратившегося к психологу) о характере проблемы, путях и прогнозах по ее решению. Эта модель используется в профессиональном консультировании (в школах, в центрах занятости) и направлена на оказание психологической помощи в жизненном и профессиональном самоопределении.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.