Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис традиционных бизнес-моделей СМИ. Современное состояние «альтернативной» журналистики






В цифровом окружении новые факты возникают ежеминутно; аудитория постоянно реагирует, и эта реакция интегрируется в медиакоммуникацию; все больше голосов общества становятся слышимыми; все большее количество вариантов освещения тех или иных событий становится доступным публике в цифровых архивах, которые допускают поиск, а также через такие простые акты, как фотография или видео, посредством комментариев к блогам или через перепост материалов, которые для них интересны.

Эта динамичная картинка непрерывного и разнообразного «свидетельства» и документирования реальности не очень похожа на кризис журналистики, скорее, наоборот – на взрывное развитие. Наоборот, представляется, что профессия журналиста сегодня живее, чем была когда бы то ни было, с увеличивающимся разнообразием форм и контента, меняющегося с невероятной скоростью.

Готовность платить за информацию продолжает уменьшаться, а потому влечет за собой движение зрителей, читателей и слушателей в интернет. Более того, ранее бесконечно широкая аудитория традиционных СМИ фрагментируется, и этот процесс заставляет медиа-компании специально подгонять контент под нишевые аудитории. Все это позволяет констатировать кризис медиаиндустрии, но он не обязательно равен кризису журналистики.

В то же время, многие журналисты физически ощущают, что их профессия находится в кризисе. Почему это происходит? Увеличилась конкуренция – и в попытках вернуть ранее твердые позиции, профессионалы потеряли еще большую долю рынка. Большинство владельцев СМИ потребовали от своих редакций работать больше, производить больше – за меньшие деньги. Рабочие условия для многих журналистов ухудшились, а рабочая нагрузка возросла и др. Нельзя обойти вниманием и то, что развитие смартфонов и невероятный рост использования мобильных устройств, оснащенных камерами, подтолкнул развитие «альтернативной» журналистики к новым уровням и существенно увеличил долю бесплатных источников в процессе сбора новостей.

Во всем мире журналистика финансируется и поддерживается с помощью нескольких финансовых моделей, в число которых входят и государственные лицензионные сборы, и реклама, налоги, оплата за просмотр, подписка, краудсорсинг, а также смесь вышеперечисленного. Например, ВВС в Великобритании или испанское TVE, главные телевизионные вещатели в своих странах, полностью финансируются через специальный налог, не размещая рекламу. AlJazeera оплачивается королевской семьей Катара; уже много лет дизайнер МиуччаПрада поддерживает существование итальянской коммунистической газеты l’Unita; многие европейские вещатели финансируются с помощью как налоговых отчислений, так и рекламы[9].

Однако очевидно, что до тех пор, пока хорошая журналистика остается доступной, до тех пор, пока она производится более дешевым способом (благодаря технологии) и поддерживается альтернативными источниками финансирования или через новые бизнес-модели, кризис традиционных форм медиа-бизнеса и журналистской редакционной деятельности не будет воздействовать на общественные интересы негативно, и журналистика как вид деятельности не будет находиться в действительном кризисе, с точки зрения общества.

Чтобы преодолеть ограничения, которые возникают при следовании этой оборонительной профессиональной стратегии и привлечь журналистов к экспериментам с новыми способами сотрудничества и с новыми технологическими инструментами, начали документировать и категоризировать некоторые из новых, связанных с технологиями, практики журналистики, распределяя их по трем ключевым функциям:

1.Наблюдение за релевантными фактами/событиями и способность задавать правильные вопросы правильным людям;

2.Понимание наблюдений и ответов в (информационном, этическом, историческом и т.д.) контексте;

3.Объяснение этих находок, которое хорошо работает для аудитории.

В глобальном сетевом обществе, эти три функции могут быть описаны как[10]: сбор данных; интерпретация данных; освещение данных.

Современная действительность приводит нас к более широкому определению журналистики, в котором должны быть учтены различные новые практики, относящиеся именно к процессу создания значимой в XXI в. информации.

В рамках этого подхода, хороший журналист XXI века использует развитие цифровой среды и сети Интернет: публикует материалы о реальном мире вокруг себя, используя для этого текст, аудио, визуальные инструменты – и они устроены так, что людям удобно определять свое отношение к содержанию, удобно делиться ими, и использовать иными способами. Журналистика принимает различные формы и использует различные методы доставки своего продукта – включая радиопередачи и телевизионные репортажи, литературизированную журналистику (non-fiction), фотожурналистику, визуализацию данных и многое другое.

В традиционной журналистке, дистрибуция новостных сообщений не рассматривается как функция журналиста, она отнесена к ведению издателя, дистрибутора и маркетолога. Между тем, в результате цифровой трансформации медиа, все труднее разделить процессы создания сообщений и их распространения.

Современный журналист репрезентирует узел сети, которая используется для того, чтобы собирать, перерабатывать и распространять информацию. В определенной степени, можно говорить о том, что формируется новый тип профессиональной идентификации – «сетевизированный журналист» – который, в свою очередь, является субъектом сетевой журналистики. Чтобы проиллюстрировать образ сетевой журналистики и ее влияние в современном обществе, рассмотрим некоторые примеры.

В Китае и в Гонконге, после волны самоубийств рабочих, которые были сотрудниками компании Foxconn (аутсорсереAppleInc., на фабриках компании производятся большая часть iPhone, iPod, iPad), возникла группа ученых, журналистов, представителей НКО и студентов, которые объединились для сетевого поиска надежной информации об этой гигантской компании (работает почти миллион сотрудников), которая принципиально не допускает журналистов на свои предприятия. Студенты, входившие в сетевое сообщество, устроились на летнюю практику в Foxconn, собрали информацию непосредственно от рабочих и сделали достаточное количество фотографий. Собранная информация стала доступна другим участникам сообщества и могла быть использована для создания индивидуальных авторских произведений с разрешения сообщества – и такие произведения появились, включая книги, документальные фильмы и академические статьи[11].

В Китае, микроблоги на платформе Weibo занимают место, аналогичное тем, которое в остальном мире заблокированны, занимает в Поднебесной Twitter, прежде всего потому, что они полезны для возможности поделиться информацией и быстро ее распространить. Благодаря быстрому росту численности микроблогеров, Weibo стал чем-то похожим на «гражданское информационное агентство», которое привлекает внимание к случаям коррупции и к скандалам с публичными официальными лицами[12].

Таким образом, мы видим, что «новые», «сетевизированные», «альтернативные» журналисты действительно способны повлиять на различные проблемы общества, и порой их материалы являются даже более действенными, чем работы профессиональных журналистов со стажем. Определенно, все эти «кусочки» информации требуют проверки фактов, фильтрации, интерпретации и анализа для того, чтобы извлечь из них смысл. В ситуации наличия бесконечных потоков сообщений, добавленная стоимость профессиональных журналистов состоит в том, что они могут интегрировать информацию, обеспечивать ее контекстом и извлекать смысл из собранной информации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.