Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Блогосфера и альтернативная журналистика: специфика совместного функционирования






Остановимся более подробно на определении и специфике ведения блогов. Блог – это «регулярно обновляемая web-страница, размещенная на сайте (блогхостинге), материалы (посты) которой могут содержать тексты, фотографии и видео, расположенные в обратном хронологическом порядке»[20].

Пост, или постинг – «публикация пользователя на форумах или в блогах; может быть текстовой или мультимедийной (фото, аудио, видеопостинги), произвольной формы и объема».

Появление блогов позволило каждому человеку почувствовать себя журналистом. Блоги ведут люди разных профессий и возрастов. Любой Интернет-пользователь может писать на интересующие его темы, выкладывать фотографии и видео. Блоггеры быстро откликаются на происходящие события. Так, за 6 часов после падения метеорита в Челябинске в феврале 2013 года, по данным исследования, проведенного общероссийской социально-информационной сетью Рустория, обычные пользователи опубликовали 124 000 постов в социальных сетях и на специализированных блогхостингах и 477 000 за сутки, где 20 000 – видеофайлы.

Именно деятельность блоггеров в современной отечественной практике называют «альтернативной» журналистикой – «те или иные потенциально интересные события в мире моментально находят отклики в миллионах пользовательских Интернет-журналов («блогов», «дневников») по всему миру, давая стороннему наблюдателю возможность с той или иной степенью объективности понять, что же на самом деле происходит»[21].

Исследователи выделяют три формы ведения блогов:

1) Stand-alone-blog, когда пользователь размещает свой блог автономно через специализированные блог-платформы. Наибольшей популярностью среди таких сервисов пользуются BlogService.ru (blogservice.ru), WordPress.org (ru.wordpress.org);

2) массовые блог-платформы. Это LiveJournal.com (www.livejournal.com), li.ru (www.liveinternet.ru), Я.ру (му.уа.ru), Blogger (blogger.com);

3) блоги на информационных сайтах.

В Российской блогосфере, по результатам исследования преподавателя факультета журналистики МГУ Марии Михайловны Лукиной, 70% русскоязычных блогов расположено на массовых платформах. Из них большая доля приходится на LiveJournal.com.[22]

По типу материала, размещенного в блоге, выделяют текстовые, фото- и видеоблоги, аудиоблоги, мультимедийные блоги, которые, в свою очередь, делятся на[23]:

1) блоги личного характера, в которых пользователь описывает, как он провел свой день (некое подобие личного дневника);

2) блоги, где представлено экспертное мнение автора в конкретной области знаний, в которой он является специалистом;

3) блоги, содержание отбор и классификацию публикаций СМИ с целью сориентировать аудиторию в информационном поле;

4) блоги «мнений», авторы которых дают оценку и интерпретацию чужих материалов;

5) блоги, по содержанию представляющие собой литературные произведения, растянутые во времени.

Отдельно необходимо отметить такой тип блога, как блог «СМИ одного человека», преобладающего в российской блогосфере. Например, блог Рустема Адагамова, размещенный на платформе LiveJournal.com. (drugoi.livejournal.com), известного фотожурналиста, составляет реальную конкуренцию электронным версиям ведущих российских изданий «Ведомости», «Известия», «КоммерсантЪ».

Авторский блог может принадлежать как одному журналисту, так и изданию в целом, например, блог «Новой газеты» (novayagazeta.livejournal.com).

Сегодня наблюдается тенденция превращения блогов в массовую информационно-коммуникативную среду, где реализуются различные коммуникационные модели. Создавая блог, пользователь публикует информацию, доступную для максимально возможного количества читателей. В данном случае осуществляется коммуникационная модель «оnе-to-many». Вместе с этим блоггер может вступать в коммуникацию с аудиторией – модель «оnе-to-one».Записи в блоге могут носить конфиденциальный характер и предназначаться для определенной группы лиц, например, только зарегистрированным на сайте пользователям – коммуникационная модель «опе-to-few»[24].

Блоггеры могут объединяться в сообщества, созданные по принципу общности интересов, позиций, взглядов. Участники данных сообществ подразделяются на две группы: тех, кто может делать записи, и тех, кто может их только просматривать. Вместе с этим возможность потреблять информацию, опубликованную в сообществе блоггеров, имеет каждый пользователь. Такая модель носит название «few-to-many».

Принадлежность к той или иной коммуникационной модели обусловлена спецификой информации, опубликованной в блоге, способом размещения, задачами, на выполнение которых нацелен автор.

Технология мультимедиа определила появление альтернативных информационных каналов – подкастов. Термин «подкастинг»[25] пришел в отечественную практику из английского языка: podcasting - производное от слов iPod, популярного плеера для проигрывания музыки и мультимедиа, и broadcasting, что означает широкоформатное вещание[26].

Подкастинг – это «процесс создания и распространения звуковых или видеопередач в Интернете».

Подкаст – это разновидность блога: «аудиофайл или регулярно обновляемая серия аудиофайлов, доставляемых подписчику с помощью технологии RSS». RSS (от англ. reallysimplesyndication, richsitesummary) – «стандарт формата данных, предназначенный для описания лент и анонсов новостей, изменений в блогах.

Производством и распространением подкастов в России занимается ежедневный аудиожурнал PodFM.ru (podfm.ru), с которым сотрудничают не только любители, но и профессиональные журналисты, известные радиоведущие и радиостанции в целом.

Подкастинг трансформируется из любительской деятельности в профессиональную, привлекая все больше количество классических СМИ. Так, «Радио Свобода» на совеем сайте выкладывает подкасты (www.svoboda.org/section/podcasts/3186.html) и др.

Кратко обобщим сказанное выше: в наше время альтернативная журналистика занимает прочное место в медиапространстве, ранее «альтернативные» журналисты не создавали конкуренцию радиостанциям и телевидению, но с развитием краудсорсинга и подкастига, ситуация изменилась. Если информация, транслируемая по телевидению и радио, может, теоретически, дублироваться, то подкасты содержат в себе уникальные материалы. Анализ проблемы дает основания для выдвижения гипотезы относительно того, могут ли блог-материалы привести к краху профессиональной журналистики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.