Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внимания в дошкольном возрасте






В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих дей­ствий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитате­ля определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Под­держание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процес­сов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, что­бы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от ха­рактера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длитель­ные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжитель­ные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое сниже­ние продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5, 5 до 6, 5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изме­няется организация его жизни, он осваивает новые виды дея­тельности (игровую, трудовую», продуктивную). В 4-5 лет ребе­нок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспи­татель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя тре­бования взрослого, ребенок должен управлять своим внимани­ем. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средст­ва, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошколь­ном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмот­реть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно свя­зано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил пове­дения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он се­годня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурст­ва, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и воле­вых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также свя­зано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном воз­расте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устой­чивость;

-складываются элементы произвольности в управлении вни­манием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.