Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи в дошкольном возрасте






В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, расска­зать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включа­ется во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление но­вых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отноше­ний, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному раз­витию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культу­ры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее зву­ковой культуры, которая составляет основу, центральный мо­мент овладения языком. Звуковая культура речи повышает воз­можность ориентировки дошкольника в сложных соотношени­ях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологи­ческой системы языка.

В развитии звуковой стороны речи выделяют формирова­ние фонематического слуха и правильность произношения. Главным является различение ребенком звука заданного от зву­ка, им самим произносимого. В дошкольном возрасте завершает­ся процесс фонематического развития. Ребенок правильно слы­шит звуки и говорит. Он уже не узнает неправильно произнесен­ные слова. У дошкольника складываются тонкие и дифференци­рованные звуковые образы слов и отдельных звуков.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значитель­ные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, проис­ходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С возрас­том меняется характер обобщений, содержащихся в слове. Напомним, что в конце первого- начале второго года жизни слово обозначает один конкретный предмет, соответствуя его чувст­венному образу. К концу второго года жизни слово обозначает группу однородных предметов («чашка» - это различные чаш­ки). В 3-3, 5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использу­ет слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, Которые ребенок усвоил в собствен­ной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначаю­щие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опы­та взаимодействия с окружающими. Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый- тот, кто не дерется. Мораль­ные понятия привязаны к конкретной ситуации. Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объек­ты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность сло­варя дошкольника описал Е.А.Аркин. Он показал соотношение разных существительных в речи четырехлетнего ребенка: жили­ще - 15Д%, пища - 9, 6%, одежда - 8, 8%, животные - 8, 8%, расте­ния - 6, 6%, городской быт - 5, 1%, части тела - 4, 7%, профессия, техника и инструменты - 4, 6%, неживая природа - 3, 3%, время -3, 4%, социальные явления - 3, 3%, родовые понятия-1%, геомет­рические фигуры - 0, 9%, абстрактные слова ^ 0, 7%.

Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной ка­тегории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми сло­вами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так назы­вают потому, что они ходят на цыпочках»).

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологи­ческой системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ори­ентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

 

Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов род­ного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкатель-ности, уничижительности и увеличительности. А все осталь­ные - в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вы­зывают суффиксы, изменяющие значение слова, например -ниц, -щик.

В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина, проявляется проводимая ребенком ра­бота по овладению языком как реальной, предметной действи­тельностью. Это реальная практика, в ходе которой происхо­дит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4, 5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереоти­пы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.

На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые по­пытки осмыслить значения слов на основе сопоставления со­звучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горы –город, трава - отравить, деревья - деревня). То есть смысловое ис­толкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами, так и овладение языком невозможно без дейст­вии со словом, как с материальной единицей языка.

Звуковая сторона слова также привлекает дошкольника. Вмес­те с ориентировкой на значение слова возрастает интерес к его звучанию независимо от содержания. Появляется игра словами. Ребенок намеренно изменяет звучание слова, придумывает слова, не имеющие предметной отнесенности. Так непроизвольно он проделывает важную и серьезную работу по освоению языка.

Следующим важным направлением в развитии речи до­школьника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование А.М.Леушиной отразило специ­фику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, по­явившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуа­тивной. Контекстную речь отличает связность, когда содержа­ние высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее еди­ницей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и ос­воением грамматического строя речи. В то же время ситуатив­ная речь не выступает чисто возрастной особенностью. Она часто встречается в общении со взрослыми или сверстниками, когда дети выполняют совместную деятельность.

Приведем пример из наблюдения за совместной деятельностью Кати А.(5 лет 2 мес.) и Насти Т.(5 лет 5 мес.).

Катя: А давай разукрасим лягушку?

Настя: Пошли (подходят к столу и садятся).

Катя: Где разукрашивать?

Настя (указывает пальцем): Вот! Вот! Бери карандаш... Этот бери! Вот! (показывает пальцем).

Катя (берет карандаш): Вот красный. Взяла. (Проводит линию на бума­ге.) Ой-ой! Это красный? Это не красный!

Настя: Бери! Какая разница! Бери этот! Синий где? (Осматривает поверх­ность стола; берет синий карандаш.)

Катя: А мне? (Берет синий карандаш.) А синим где разукрашивать? (Рас­крашивает лягушку. Насте.) Смотри, как у меня!

Настя: У тебя получилась сказочная лягушка, как из мультика.

Катя: Да. Все, готово!

Настя: Пошли поиграем, у кого выше прыгнет! (Уходят.)

Ситуативная речь присутствует у дошкольников в расска­зах на темы из своего быта, при пересказе с введением карти­нок. Но даже в 3-4 года ситуативность речи менее выражена при пересказе без использования картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно сни­жается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь ста­новится все более последовательной и логичной.

Приведем пример, как дети рассказывают о событиях из своего опыта.

Взрослый: Расскажи, что ты делал вчера в детском саду?

Максим Н.(6 лет): Ну что?.. Гулял, ел, спал. Особенно мы с Дениской играли в детектива и разыскивали разных чудовищ. Мы еще с Дениской... У нас с ним тайные переговоры. Мы, когда спать ложимся, у нас дырочка там есть у кровати. И мы смотрим в нее и переговариваемся.

Взрослый: Маша, вспомни, пожалуйста, какой-нибудь смешной случай, который произошел с тобой.

Маша В.(7 лет): В прошлом году было. Остановились мы с мамой у ма­газина на Ломоносова. Мы шли к бабушке, а мама встретила какую-то те­теньку. Она была ее знакомая. Вот она с ней разговаривает, разговаривает. А я не ожидала, что она с ней остановится, взяла и побежала. Потом мама увидела, что меня нет, взяла и побежала за мной. Она увидела, что я у подъ­езда, а я сказала: «Не надо было останавливаться», - и пошла в подъезд к бабушке. -Она на первом этаже живет.

Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо оп­ределяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого.

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют си­туативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.

Объяснительная речь - самая сложная форма речи в до­школьном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить това­рищу способы действия.

Приведем в качестве примера отрывки бесед с детьми.

Взрослый: Наташа, с кем ты любишь играть?

Наташа С.(7 лет): Ну, люблю играть с Максимкой, играть с Ольгой, с
Тамарой Анатольевной (воспитатель). Максимка - мой лучший друг. Мы с
Ольгой - два котенка, а Максимка - папа. Но когда мы с Максимкой отдельно
играем, он - щенок, а я котенок. С Максимкой интересно играть, потому что
он все придумывает интересное... Интересно в общем. Я сама тоже люблю при­
думывать. Вот мы и играем.,

Взрослый: Ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?

Наташа: Иногда. И с Сашей даже деремся. Саша - это мой брат. Он мне мешает играть всегда. Балуется, игрушки прячет.

Взрослый: Женя, ссоришься ли ты с детьми в игре? Если ссоришься, то почему?

Женя А.(4 года 6 мес.): Да, я ссорюсь из-за того, что они меня не слушают и мешают мне играть. Я с Русланом теперь не дружу, потому что он все время нам мешает. Взрослый: Максим, нравится ли тебе трудиться?

Максим Н.(6 лет): Да.

Взрослый: Почему?

Максим: Ну, когда заниматься нечем, хочется что-нибудь поделать. Во­
обще-то интересно. '

Взрослый: А если у тебя не получится какая-нибудь работа, что ты сде­лаешь?

Максим: Постараюсь ее исправить. Если я брошу работу, то меня не по­благодарят. Так хоть купят что-нибудь.

Новые формы речи обеспечивают содержательность обще­ния со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.

Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 3-7 лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она вы­ступает орудием мышления. Слово фиксирует результат позна­вательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ре­бенок не только констатирует воспринимаемое или воспроиз­водит прошлый опыт, он " рассуждает, сопоставляет факты, де­лает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономер­ности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в спо­соб решения задач. Включение речи в познавательную деятель­ность приводит к интеллектуализации всех познавательных про­цессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соот­ношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, при­водя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения нолей содержательной информа­ции, которую он включает в решение мыслительных задач. Ин­теллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.

Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением" поручений взрослого, знакомством с литератур­ными произведениями.

Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выде­ляет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второсте­пенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языко­вой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа

ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.

Приведем в качестве примера пересказ русской народной сказки «Снегу­рочка» Максимом Н.(6 лет):

«Жил-был... дед и старуха. Все у них ладно было. Да беда, дочки не было. Все болит, работы нет. Не могут больше работать. Пришла зима. Снегу по пояс. «Давай, старуха, сделаем себе дочку из снега». «Давай», - говорит стару­ха. Слепили они девочку. Нарисовал ей дед ротик, глаза. Свалился снег, и вы­шла оттуда девочка. Взяли они себе домой девочку жить. Дома девочка рабо­тала, песни пела, а они любовались все время ею. Потом пришло лето. Снег растаял, девочке плохо стало. Подружки однажды позвали ее в лес грибы-яго­ды собирать. Она сначала не хотела идти, а потом ее старуха уговорила. При­шли они в лес. Разожгли костер и стали прыгать. Снегурочка прыгнула посе­редине костра и сгорела, растаяла. И улетела на облако. Подружки стали ее звать «ay, ay», но только эхо им в лесу откликалось. Все».

Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основ­ных моментах: в ее отсроченном выполнении и в следовании ука­занию не только на цель, но и на способ действия. Первоначаль­но малыши, не дослушав инструкцию, сразу же пытаются выпол­нить действие. При выполнении они следуют только тем указаниям, которые относятся к обшей цели действия: что надо сделать. Вы­полнение указаний, относящихся к способу действий, происходит только в том случае, если они отражают каждый отдельный акт действия или группу однородных актов, а действие следует сразу за словом. Самостоятельно организовывать свою деятельность на основе инструкции малыш не может. Постепенно словесное указа­ние взрослого превращается в основу для выполнения системы це­ленаправленных действий. Дети не доводят дело до конца, но па-правление их действий остается правильным. Они задают вопросы, уточняющие указания, обращаются ко взрослому за подтвержде­нием правильности своих действий. Иногда дошкольники замеча­ют, что их действия не соответствуют инструкции. Тогда они пре­рывают выполнение задания или исправляют свое действие. В це­лом с заданием они не справляются, нужный результат ими не до­стигается. Переломным моментом в развитии понимания инструк­ции и становлении регулирующей функции речи является самостоя­тельная организация дошкольниками своей деятельности на основе этой инструкции. Деятельность начинает протекать по единому пла­ну, возникающему до ее начала под влиянием инструкции взросло­го, когда все его указания в отношения цели и способа действия выполняются.

Регуляция поведения и деятельности детей проявляется в их изменении под влиянием оценок взрослого. Освоение дошколь­никами понимания речи дает возможность взрослым мотивиро­вать свои требования, добиваясь сознательного их выполнения. С помощью речи ребенок воздействует на взрослого и сверстника.

Приведем пример.

Дети дежурят. Максим Д. (6 лет) смотрит, как Наташа (6 лет 5 мес.) рас­кладывает вилки. Молча начинает перекладывать вилки зубцами к себе:

Наташа: Максим, что ты делаешь? Так нельзя!

Максим (смеется): Можно!

Наташа: Татьяна Сергеевна, скажите Максиму, что так нельзя делать!

Воспитатель: Максим, конечно же, нельзя!

Максим быстро раскладывает вилки правильно.

В дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функ­ция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, вы­полняя функцию планирования, что приводит к выделению в де­ятельности старшего дошкольника двух моментов: принятия ре­шения и планирования его практического выполнения. Речь пере­мещается с результата деятельности на ее начало, не только фик­сируя этот результат, но и предваряя его. Планирование деятель­ности в речи значительно повышает ее эффективность, делает за­мысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, пра­вильным. На основе планирования практическая и умственная деятельность становятся произвольными и целенаправленными.

Покажем, как речь включается в процессрисования у Кати В.(6 лет 2 мес.).

Катя (рисует телевизор): Так, телевизор. Нарисую антенну (рисует антен­ну). О! А как нарисовать волны? Я нарисую девочку. (Рисует девочку в телеви­зоре.) Микрофон нарисую, проволочки идут. (Рисует микрофон, а от них изо­бражает линии.) Сейчас я нарисую глазки, синенький бантик. (Рисует девочке глаза и бантик, кружок на телевизоре.) Выключатель от телевизора. А это разные звуки (проводит горизонтальные линии). Хочешь такой? (Обращается ко взрослому.) А девочка в телевизоре поет.

О развитии знаковой функции речи у дошкольника гово­рит осознание ребенком звукового строения слова и словесно­го состава предложения, что создает предпосылки для обуче­ния грамоте.

Задача звукового анализа слова не возникает в практичес­кой деятельности, а ставится перед детьми в процессе специ­ального обучения. Взрослый учит ребенка специальному спо­собу обследования звуковой структуры слова: на основе схемы его звукового состава и обозначения звуков фишками уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие ин­тонационного выделения звуков в слове, различение на слух
твердых и мягких, звонких и глухих согласных, называние пер­вого звука в слове. Старшие дошкольники определяют после­довательность всех звуков в слове. Осознание словесного состава предложении также склады­вается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому. Он ориентируется на ситуацию, обо­значенную в предложении. Когда его спрашивают, сколько слов в предложении «Дети играли в мяч», он отвечает: «Одно: Дети играли в мяч». Далее возникает анализ интонационно-смысло­вых групп: существительных и глаголов. На аналогичный во­прос ребенок отвечает: «Дети - первое слово, играли в мяч - вто­рое слово». И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, исключая союзы и предлоги, то есть служебные части речи.

К 7 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им пред­мета и понимает его как абстрактную единицу.

Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное
отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным само­стоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содер­жание, чтобы его точно понял собеседник.Выделяется особая ечевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, со­ставления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и
развивается только в процессе специально организованного обу­чения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные
требования (самостоятельно, выразительно передать содержание,
поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.)
и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умст­венную интеллектуальную деятельность.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуатив-ность, превращаясь в универсальное средство общения;

- появляются связные формы речи, возрастает ее выразит телъность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе деист-вин со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рас­суждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством позна­ния, интеллектуализации познавательных процессов;

 

- развивается регулирующая функция речи, которая выра­жается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она на­чинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельнос­ти, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается я особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок, правильно слышит и произносит звуки;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.