Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внимания в младенчестве






Первые реакции на раздражители у ребенка наблюдаются сразу после рождения. Он вздрагивает при резком звуке, отвора­чивается от слишком яркого света. Уже на первом месяце жизни у малыша проявляется ориентировочный рефлекс «что такое?». Если у животных такой рефлекс выполняет только био­логическую функцию, то ребенку он дает возможность выделять предметы, их признаки на основе познавательного отношения к ним.

Элементарным проявлением внимания выступает реакция со­средоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализа­тор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3-й неделе жизни у младенца можно заметить слуховое сосредоточение при гром­ком звуке, когда малыш замолкает и прекращает движения. На 3-4-й неделе жизни наблюдается зрительное сосредоточение на лице взрослого и слуховое при его разговоре с малышом. Ново­рожденный, конечно, не понимает, что ему говорят, но прислуши­вается. Тем самым создаются предпосылки для перехода к активно­му бодрствованию, В конце первого месяца жизни ребенок ориенти­руется на новые достаточно сильные раздражители, например задерживает взгляд на необычном предмете.

Наиболее значимым раздражителем для младенца становит­ся взрослый. Так, ребенок в возрасте 2-3 мес. длительно сосре­доточивается на лице матери, а затем на предметах, которые вклю­чены в контекст общения с ней. Следует подчеркнуть, что на про­тяжении всего младенчества наиболее выраженное сосредоточе­ние вызывают раздражители, которые включены в общение и со­вместную со взрослым деятельность.

Дальнейшее развитие внимания связано с освоением хвата­ния, которое дает возможность удерживать предметы и манипу­лировать с ними. После 6 мес. рефлекс «что такое?» преобразует­ся в рефлекс «что с этим можно делать?». Теперь ребенок фикси­рует не только предмет, но его признаки, а также действия с ним. Это ведет к бурному развитию ориентировочно-исследователь­ской деятельности, зарождению способности познавать окружа­ющий мир. В конце года на основе манипулирования с предмета­ми возникает распределение внимания, когда ребенок действует одновременно с двумя предметами; совершенствуется переклю­чение, например малыш складывает шарики в коробочку, переносят

фокус внимания с одного шарика на другой.

Укажем особенности развития внимания в младенчестве:

- первоначально выступает как реакция сосредоточения;

- сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними;

- сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.