Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие речи в младенчестве






Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосыл­ки понимания речи взрослых, во-вторых, - активного употреб­ления слов. Причем пассивная речь, т.е. понимание речи взрос­лых, осваивается ребенком быстрее, чем активная - ее самосто­ятельное употребление. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Неумение его использовать связано с необходимос­тью: приобретения навыка пользования речевым аппаратом; зна­комства со словесными формами; накопления содержания для речи; установления социальных связей с окружающими. Подчерк­нем, что развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения со взрослым.

 

 

Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первом полугодии первого года жизни он особым образом реаги­рует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во вто­ром из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Младенец особенно чувствителен к интонации, с которой к нему обращается взрослый, и к мимике, которой сопровождается вы­сказывание. Произнесение слов, демонстрирующих одобрение, со строгой интонацией и одновременно нахмуренным лицом вы­зывает у малыша отрицательные эмоции.

Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрос­лого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влия­нием «разговора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого.

Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанав­ливает связь между словом и предметом или действием.

Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. Так, в 5, 5-6 мес. младенец подползает к взрослому при подзывании его жестом. А на чисто словесный призыв ма­лыш приближается к взрослому только после 11, 5 мес..

С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрос­лого. Так, в 7-8 мес. малыш поворачивается к предмету в ответ на вопрос взрослого: «Где?» Однако связь между словом и пред­метом в этом возрасте очень неустойчива. Если предмет меняет свое местоположение или ракурс, то младенец его не узнает. А в 9 мес, ребенок уже находит несколько знакомых предметов не­зависимо от их местоположения. В возрасте 7-8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свиданиями пр. 9-10-месяч­ный малыш понимает элементарные поручения («Дай маме лож­ку»), в 10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием -важнейшее достижение в развитии речи младенца. В дальней­шем это даст возможность действовать с предметами в их от­сутствие, в плане представлений.

На первом году жизни возникают предпосылки слушания. Малыш сосредоточивается не только на разговоре взрослого, подкрепляемого действиями или мимикой, ио и на звучании песенок или небольших стихотворений.

Развитие предпосылок освоения активной речи также вклю­чено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реа­гирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гудением. Дети произносят высо­кие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстоянии. При­чем, звуки он продолжает произносить и после прекращения обще­ния. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха. Их произнесение становится самостоятель­ной деятельностью. На 5-6-м месяце ребенок произносит звуки и производит разнообразные движения, чтобы обратить на себя внимание взрослого, «выразить» ему свои желания. Возникает адресованность звуков взрослому. Они становятся инициативной фор­мой общения, выделившись из общего состава выразительных движений. Ребенок произносит звуки и в самостоятельной деятель­ности, и как только увидит взрослого.

После 6 мес. в речи младенца появляется лепет - слоги и зву­ки, которые перемежаются смехом и сопровождаются движе­ниями. С помощью лепета малыш выражает свои требования, например произносит «дя-дя-дя» и тянется к блюдцу с кашей. После 10 мес. в речи малыша можно услышать слова или об­рывки слов, которые сочетаются с соответствующими движе­ниями и мимикой («не», «ам»). Так ребенок отвечает на пони­маемое им высказывание взрослого. Такая речь первоначально возникает как ответ на предложение взрослого и состоит из трех компонентов: жестов, мимики и звуков. Это еще не собственно речь, а жестикуляторная, включающая и звуковые элементы. Ребенок много лепечет и вне общения со взрослым. " Лепет - это особая форма его самостоятельной деятельнос­ти, доречевое средство общения и способ выражения эмоцио­нального состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребе­нок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подража­ние звукам и словам, произносимым взрослым. К концу перво­го года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Важно, что он использует их в осмысленной ситуации. Значение таких слов очень неустойчиво. Ребенок обозначает ими не только сам предмет, но и ситуацию, в которую предмет включен, а также выражает свое отношение к нему, указывает на выполняемое с ним действие. Он легко переносит название с одного предмета на другой, сходный по какому-то несущественному признаку. Но самое главное достижение состоит в том, что слова приоб­ретают предметную отнесенность, создавая основу для освое­ния ребенком их значений.

Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с опреде­ленными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию - фонемную, начина­ется усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на вос­приятии не фонематического состава, а общей ритмико-мело-дической структуры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как единый, нерасчлененный звуковой комплекс.

Особенности развития речи в младенческом возрасте:

- развитие речи включено в общение со взрослым;

- возникает внимание к речи взрослого, а затем подражание ей превращается в самостоятельную деятельность ребенка;

- устанавливается связь между названием предмета и самим предметом, что проявляется в поиске и нахождении предмета по слову взрослого и в назывании предметов и лиц;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.