Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство развитием внимания






Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, а также от того, как он орга­низует деятельность ребенка.) В.А.Сухомлинский писал: «Вни­мание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно толь­ко в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощ­ник». В младенчестве присутствие взрослого, совместные дей­ствия с ним могут поддержать внимание малыша на предмете, к которому он потерял интерес.

Важное значение для развития внимания ребенка имеет ре­жим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внеш­ним средством ее организации, облегчает переключение, рас­пределение, концентрацию внимания.

Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы до­мик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содер­жание, а внимание снова становится устойчивым.

На всем протяжении дошкольного детства малыша притя­гивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка.

 

Под черкнем, что в развитии этого вида внимания главную роль играет именно взрослый. Например, он использует особеннос­ти раздражителя для его организации, когда проводит такую игру с детьми раннего возраста: по очереди накрывает одного из них прозрачным платочком и, обращаясь к остальным, за­дает вопрос «Где Лена(Аня)?» А потом снимает платочек: «Вот Лена (Аня)». В чем смысл этой игры? Поскольку педагог обес­печил прерывистость воздействия раздражителя, внимание ре­бенка привлекается к другим детям, возникает интерес к ним.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигатель­ную активность, требуют от ребенка переключения, распре­деления и сосредоточенности внимания.

Воспитатель направляет движение малыша с помощью сло­ва или указательного жеста: «Посмотри, послушай, потро­гай». Он учит ребенка использовать для управления вниманием внешние опоры. Например, помещает перед ним серию карти­нок, которые отражают последовательность одевания. Ребенок, переходя от одной картинки к другой, выполняет соответствующие действия и проверяет себя. Так облегчается переключение, возрастает устойчивость внимания, которое превращается в произвольный опосредованный процесс. Раз­витие произвольного внимания - важнейшая задача дошколь­ного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Важным принципом развития внимания является требова­ние к организации деятельности ребенка. Внимание поддер­живается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до кон­ца, создает у ребят установку на получение качественного ре­зультата. Помня о трудностях переключения внимания, педагог готовит малыша к смене деятельности, заранее пред­упреждая его об этом: «Поиграйте еще немного. Скоро будем мыть руки и ужинать». Использование игровых ситуаций, ус­тановление связей между разными видами деятельности облег­чает переход от одной деятельности к другой. Например, дети увлеченно играют в моряков. Близится время ужина. Воспита­тель берет на себя роль радиста и передает сообщение: «Ко­раблю зайти в порт. Здесь команду ожидает вкусный ужин и отдых».

 

Литература

Ветер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте//Дошкольное воспитание. -1974. -№12. - С. 24-30.

Волкова Н. Внимание детей во время занятий//Дошкольное воспитание. - 1971. - №12. - С. 6-9.

Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/УХрестоматия по вниманию/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 184-219.

Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе / /Психологический журнал. - 1982. - Т.З. - №5. - С. 54-65.

Зверева Г.И. О воспитании внимания//Дошкольное воспи­тание. -1960. - №12. - С. 46.

Набатпикова Л. Влияние социально значимых раздражите­лей на характер внимания//Дошкольное воспитание. - 1970. -№7.-С. 36-38.

РутмапЭ.М. Исследование развития внимания в онтогенезе//Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 161-167.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.