Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие общения дошкольников со сверстниками






Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровож­даются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстника­ми дети более раскованны, говорят неожиданные слова, пере­дразнивают друг друга, проявляя творчество я фантазию. «Здравствуйте, Елена Анатольевна! Наташка, привет! У меня жвачка есть! Хочешь?» - говорит Алеша (4 года 11 мес.).

В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорят о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время иници­ативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддержи­вает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. У взрослого ребенок учится и постоянно обращается к нему с вопросами («А как нарисовать лапы?», «А куда положить тряпочку?»). Взрослый же выступа­ет арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет дей­ствиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятель­ности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

Дети рисуют человека..

Аня (5 лет 4 нее.): Ты неправильно сделал, Максии (дергает его за рукав).

Во л од» Л. (5 лег): Татьяна Сергеевна, я правильно делаю?

Воспитатель (подходит и смотрит на рисунок Максима): Правильно.,

Максим (обращаясь к Ане): Вот так! Поняла?

На протяжении дошкольного возраста развиваются, сменяя друг друга три формы общения со сверстниками. Рассмотрим их.

У младенца среди разнообразных контактов с ровесника­ми наиболее часто возникают непосредственные эмоциональ­ные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от новых впечатлений, доставляемых другим ребенком, зара­жение общим весельем, опасение и досада от неосторожных дви­жений. Интерес детей друг к другу побуждает к познаватель­ным контактам, к изучению другого. К 12 мес. впервые скла­дываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Здесь закладывается осно­ва последующего полноценного общения со сверстниками. Формирование такой потребности начинается с 3 мес. с появ­ления ориентировочной активности на сверстника. В 5 мес. у ребенка появляются яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подра­жание, совместные игры), выступая как последующие этапы развития потребности в общении с ровесниками.

Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети раз­глядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже про­буют на вкус - берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстни­ками как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. Однако инициативные проявления в адрес сверстни­ков, стремление привлечь к себе внимание наблюдаются ред­ко, как и ответная активность. Общение в полном смысле еще отсутствует, закладываются лишь его предпосылки.

В возрасте от 1 года до 1, 5 лет содержание контактов со сверстниками остается таким же, как и у младенцев. В ровесни­ке малыша привлекают прежде всего объективные качества: внешность, поведение. Поэтому совместные действия малышей очень редки и быстро распадаются. Дети не могут согласовать свои желания и не учитывают состояния друг друга.

В Г, 5 года происходит перелом в отношениях с ровесника­ми. Развиваются инициативные действия с целью заинтересо­вать собой ровесника. Одновременно развивается чувствитель­ность к отношению товарищей.

К 2 годам складывается первая форма общения со сверс­тниками - эмоционально-практическая. Новая потребность в общении

со сверстниками занимает четвертое место вслед за по­требностью в активном функционировании, общении со взрос­лыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: соору­жение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на само­выявлении. Хотя малыш стремится подражать ровеснику и возрас­тает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень нечеткий, потому что их совместные действия поверхностны

Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установлений контактов широ­ко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубо­ки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вно­сят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуа­тивно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потреб­ность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллек­тивный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое со­трудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Стремление действовать совместно настолько сильно выра­жено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д.

«Ладно, ты будешь капитан, а я твой помощник», - соглашается Рома М. (5 лет 10 мес.).

«Ты бери мишку, а я, так и быть, возьму зайца», -- заявляет Таня К. (5 лет).

«Алеша, давай сначала ты меня покатаешь, а потом я тебя», - предлагает
Гоша Д. (6 лет 11 мес.).,

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

Максим Р. (5 лет) строит дом из конструктора. Подходит Сережа О. (5 лет 1 мес.)

Сережа: А что ты делаешь?

Максим: Дом строю.

Сережа: У тебя вот здесь не так (показывает), и маленький какой-то!

Максим: Не мешай мне, отстань! Я сам строю, какой хочу!

У детей ярко проявляется, склонность к конкуренции, со­ревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не выделяет ин­тересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведе­ния. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

Таким образом, содержание потребности в общении состав­ляет стремление к признанию и уважению. Контакты характе­ризуются яркой эмоциональностью.

Дети используют разнообразные средства общения, и не­смотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежне­му ситуативной.

Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается доволь­но редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошколь­ников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью дого­вориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учиты­вать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к лич­ности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя дело­вые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения - речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров. То, о чем говорят дошкольники, позволяет проследить, что ценят они в сверстнике и за счет чего самоут­верждаются в его глазах.

Высказывания в адрес сверстника так или иначе связаны с собственным «я» ребенка. Младшие дошкольники разговари­вают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть.

Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь вни­мание сверстников с помощью предметов, которыми облада­ют. Занимая у младших особое место, такие темы сохраняются на протяжении всего дошкольного возраста (Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова).

Аня (4 года 2 мес.): А я сегодня в детский сад саночки принесла!

Ксюша (4 года 9 мес.): Дай мне, пожалуйста!

Аня: Не дам!

Ксюша: Дай, пожалуйста!

Аня: А ты мне печенье дала?!

Ксюша: На, возьми (достает из кармана и протягивает печенье).

Аня берет печенье и ест его: Дам тебе покататься. Еще дам Насте, Кате.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается. В 5-7 лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нра­вится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «пла­нами на будущее» («кем я буду, когда вырасту»).

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми. Рас­смотрим их типичные причины.

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с неодушевленным объектом и неумение иг­рать рядом даже при наличии достаточного количества игрушек. Игрушка для малыша более привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие положительных взаимо­отношений. Дошкольнику особенно важно продемонстрировать себя и хоть в чем-то превзойти товарища. Ему необходима уве­ренность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый хоро­ший. Среди детей малышу приходится доказывать свое право на уникальность. Он сравнивает себя со сверстником. Но сравнение очень субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстни­ка как предмет сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются. Интересы ровесника чаще игнорируют­ся. Малыш замечает другого, когда тот начинает мешать. И тог­да сразу же сверстник получает суровую оценку, соответствую­щую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое, ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кро­ме того, дошкольники плохо осознают причины поведения дру­гих. Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими интересами и потребностями.

К 5-6 годам число конфликтов снижается. Ребенку стано­вится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстни­ка. Дети чаще говорят о себе с позиции «мы». Приходит пони­мание того, что у товарища могут быть другие занятия, игры, хотя дошкольники по-прежнему ссорятся, а нередко и дерутся.

Различен вклад каждой формы общения в психическое раз­витие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональ­ных переживаний. При недостатке общения со взрослыми обще­ние с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает де­тей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоци­ональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благопри­ятные условия для развития личности, самосознания, любозна­тельности, смелости, оптимизма, творчества. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению само­ценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

Литература

ГалигузоваЛ.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

Отношения между сверстниками в группе детского сада/Под ред. ТА.Репиной. - М., 1978.

Папько Е.А. Психология деятельности воспитателя детско­го сада. - Минск, 1986.

Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989.

Развитие общения у дошкольников: Характеристика основ­ных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. - М., 1974.

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.

Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А.Петровский, А.М.Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М., 1993.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.