Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние занятий фитбол-аэробикой на организм занимающихся






 

Сегодня возрастает разнообразие способов применения фитбола на оздоровительных занятиях. Если изначально он использовался как тренажер для реабилитации больныхпосле травм опорно-двигательного аппарата, то теперь фитбол является основой нового направления оздоровительной аэробики и служит эффективным средством развития силы, гибкости, выносливости и координации движений. Большие возможности его применения в различных целях обу­словлены оздоровительной направленностью и широким спектром воздействия на физическую подготовленность и физическое развитие занимающихся.

Рассматривать влияние занятий фитбол-аэробикой на организм занимающихся необходимо с учетом двух состав­ляющих, сочетание которых усиливает положительный эф­фект от занятий. Это непосредственно свойства самого фитбола, а также специфические особенности аэробики как одного из видов двигательной деятельности.

По данным научных исследований выявлено, что занятия на фитболах воздействуют не только на опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, но и способствуют развитию двигательных способностей, а также влияют на психоэмоциональное состояние занимающихся.

Эффективность воздействия на организм занимающих­ся в значительной мере обусловлена свойствами самого фитбола: его формой, размером, цветом и упругостью. Каж­дое из этих качеств оказывает свое влияние на их физиче­ское и психоэмоциональное состояние, и в то же время их сочетание усиливает оздоровительный лечебно-профилак­тический эффект от занятий. Это подтверждается как опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров разных стран (Швейцарии, Италии, Германии, США), так и исследованиями, проведенными в нашей стране.

Оздоровительный эффект обусловлен целым рядом биомеханических факторов — это и функционирование мышц и систем организма, обеспечивающих поддержание позы и сохранение равновесия при выполнении упражнений в седе на мяче, и низкочастотные колебательные движения, вы­зывающие формирование положительных адаптационных сдвигов.

Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях с применением фитболов, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических вибраций, проявляющиеся на уровне всего организма и от­дельных его систем.

Одной из важных оздоровительных задач, которую решают упражнения на фитболах, является их влияние на опор­но-двигательный аппарат как с профилактической, так и с лечебной целью. Выполнение упражнений на мяче имеет специфическую особенность — необходимость постоянно удерживать равновесие, — которая способствует длительному поддержанию мышечного тонуса, особенно мышц спины. Это имеет большое значение для формирования правильной осанки и закрепления навыка правильной позы сидения (особенно для школьников). Методически правильно по­строенная программа занятий и оптимальная нагрузка обес­печивают создание сильного мышечного корсета за счет включения в работу более глубоких мышечных групп.

Упражнения верхом на мяче способствуют разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, а также лечению остеохондроза, сколиоза и т.д. Многочис­ленные исследования, проведенные в этой области, подтверждают эффективное решение данной проблемы.

Следует подчеркнуть, что одной из особенностей мяча является его вибрационное воздействие на организм зани­мающихся, возникающее при выполнении пружинящих по­качиваний, которое он оказывает практически на все органы и системы жизнедеятельности человека.

Фитболы оказывают вибрационное воздействие в области низкозвукового спектра частот. Непрерывная вибрация действует успокаивающе, если выполняется с небольшой амплитудой движений в медленном темпе. В свою очередь прерывистая вибрация в быстром темпе обладает возбуждающим эффектом.

Вместе с тем механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому мяч может применяться в процессе реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Легкое покачивание на фитболе улучшает отток лимфы и венозной крови, увеличивает сократительную способность мышц, нормализует перистальтику кишечника, сти­мулирует функцию коры надпочечников.

Все вышеперечисленное показывает весьма разнообразные механизмы лечебного действия вибрации. Так, например, при сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник, включая область основания черепа, это способствует изменению динамики спинно-мозговой жидкости.

А. А. Потапчук и М.Д.Дидур (2001) утверждают, что почти каждый четвертый ребенок имеет разную длину ниж­них конечностей. Это приводит к перекосу таза и дефор­мации позвоночника. Мяч за счет своих упругих свойств неравномерно погружает седалищные бугры, тем самым выравнивает таз и корректирует сколиотические отклоне­ния позвоночника в грудинно-поясничном отделе без вся­ких дополнительных приспособлений. Авторы также отмечают, что упражнения, выполняемые сидя на фитболе, тре­нируют и мышцы тазового дна, функциональная несостоятельность которых часто выявляется при патоло­гии мочевыводящей системы.

Кроме лечебного эффекта, который оказывают мячи на организм занимающихся, и укрепления опорно-двигатель­ного аппарата, занятия с использованием фитболов способ­ствуют развитию двигательных способностей, что подтверждается многими исследованиями.

Необходимо также отметить, что упражнения, выполняемые на фитболе, способствуют формированию и кор­рекции фигуры, поэтому его часто используют в качестве опоры для силовой части комбинированных занятий по разным направлениям фитнеса.

Регулярные занятия фитбол-аэробикой благотворно влияют и на развитие сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, активизируют обмен веществ, повышают уровень физической подготовленности и улучшают показатели двигательных способностей.

Фитбол-аэробика, как и другие оздоровительные направления аэробики, имеет в своем арсенале такие важные средства воздействия на организм и психику занимающих­ся, как музыка и танец. Сочетание грамотного музыкального сопровождения, танцевальных движений и воздействий механической вибрации создает оздоровительный эффект на занятиях фитбол-аэробикой.

Музыкальное сопровождение способствует повышению работоспособности, развитию координации движений, вос­питывает у занимающихся чувство и понимание ритма, такта, мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Красивая, с вы­разительной мелодией музыка организует, дисциплинирует группу, обладает большим эмоциональным воздействием, помогает добиваться заданного темпа движений, амплиту­ды, нужного напряжения мышц и ускоряет процессы овла­дения техникой движения. Музыкальное сопровождение помогает бороться с влиянием однообразия, способствует преодолению нарастающего утомления.

Комплексное воздействие музыки и упражнений фитбол-аэробики на психоэмоциональное состояние человека и его организм многогранно и только при правильном ис­пользовании может проявить свое положительное воздей­ствие, которое отражается в улучшении двигательной реак­ции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе тренировки активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству.

Грамотное музыкальное обеспечение занятий призвано решать не только задачи эстетического, нравственного, ум­ственного воспитания занимающихся, привития музыкаль­ного вкуса, но и в значительной степени содействовать решению задач физического и психического оздоровления детей, создавать благоприятный эмоциональный фон.

Подбор музыки, знание и понимание ее воздействия на организм и психику является необходимым компонентом профессиональных знаний специалиста по фитбол - аэробике.

В то же время большое влияние на оздоровление физического и психического состояния занимающихся, развитие их двигательных способностей и формирование эстетическо­го вкуса оказывает использование в занятиях фитбол-аэробикой различных танцевальных движений, что обусловлено большим эмоциональным воздействием танца. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, уме­ние ориентироваться во времени и пространстве. Танцу­ющий человек испытывает неповторимое ощущение от сво­боды и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность и красота, с которыми он выпол­няет танцевальные упражнения. Все это само по себе служит источником эстетического удовлетворения.

В то же время на психоэмоциональное состояние зани­мающихся фитбол-аэробикой большое влияние оказывает не только музыкальное сопровождение и танец, но также форма и цвет мячей.

Фитбол имеет форму шара. Шар — самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Крупнейший теоретик дошкольного обучения, организатор первых детских садов Фридрих Фрёбель утверждал, что пер­вой игрушкой, подаренной ребенку, должен быть шар — мяч. Именно он является «идеальным средством для упражнений», так как наиболее удобен ребенку. При этом он сравнивал шар с символом движения, символом бесконечности. Шарообраз­ная форма мяча также дает возможность максимального со­прикосновения ладони с поверхностью, что немаловажно в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики рук.

Большое значение имеет цветовая гамма мячей. В педаго­гике и медицине уже давно используется направленное влия­ние цвета на организм (цветотерапия). Так, по выбору ребен­ком какого-либо цвета можно выявить его эмоциональное состояние. Оно может существенно меняться в зависимости от ситуации. Кроме того, можно выяснить, остается ли посто­янным выбор цвета или меняется. В том случае, если цвето­вые предпочтения у человека сохраняются в большинстве си­туации, можно сделать выводы об индивидуальных особен­ностях его личности, более или менее постоянных чертах характера. Если же выбор часто меняется, то можно предпо­ложить, что человек характеризуется эмоциональной неус­тойчивостью, непостоянством настроения, существенной за­висимостью его поведения от переживаний.

Так, люди, предпочитающие синий цвет, стремятся к согласию, доверию, пониманию, сочувствию. Выбирающие зеленый хотят самоутвердиться, повысить свое положение, приобрести уверенность, независимость, признание, пре­восходство. Выбор красного цвета говорит о стремлении людей к достижению успеха, проявлению инициативы, к наступлению, деятельности, борьбе, возбуждению. Желтый цвет символизирует стремление к изменению, выходу, ос­вобождению, расслаблению, ожиданию, надежду на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем. Серый выражает желание избежать участия, скрыться, замаскироваться. Фиолетовый — стремление к отождествлению, идентифи­кации с кем-то, эстетические устремления, желание понра­виться, обратить на себя внимание, произвести впечатле­ние, получить одобрение.

Исследования ученых свидетельствуют о том, что различ­ные цвета по-разному воздействуют на эмоциональное и фи­зиологическое состояние человека. Так, теплые цвета (крас­ный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повыша­ют активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, усиливают возбуждение центральной нервной сис­темы. Это в свою очередь приводит к увеличению частоты сердечных сокращений, повышению артериального давле­ния, учащению дыхания. Холодные цвета (синий, фиолето­вый) оказывают трофотропное влияние, т. е. повышают ак­тивность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, в связи с чем снижаются ЧСС, АД, ухудшаются скоростно-силовые качества. Желтый и зеленый цвет спо­собствуют проявлению выносливости.

Велика сигнальная роль цвета в предупреждении трав­матизма. Теплые цвета усиливают восприятие температуры окружающего воздуха, холодные цвета — уменьшают.

Таким образом, очевидно, что с помощью подбора цвета мяча можно направленно регулировать физиологическое и психоэмоциональное состояние занимающихся.

Гиперактивному ребенку можно предложить синий мяч, так как этот цвет будет действовать успокаивающе на его психику; красный же, наоборот, повысит активность и вы­носливость пассивных детей; желтый снимет возбуждение, напряжение, стимулирует деятельность мозга; зеленый сни­мет усталость и раздражительность; белый уменьшит раз­дражение и напряжение и т. д.

Яркий большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный психоэмоциональный настрой у занимающихся, избавляют от стрессов и снимают нервное напряжение.

Таким образом, можно констатировать, что занятия фитбол-аэробикой способствуют укреплению здоровья занимающихся, их физическому и умственному развитию, содействуют развитию двигательных способностей и про­филактике различных заболеваний. Они также создают позитивный психологический и эмоциональный настрой, а, как известно, на положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения любым двигательным умениям и навыкам, что способствует повышению интереса к занятиям физической культурой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.