Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многозначные слова и омонимы






 

Многозначные слова – это слова, имеющие не одно, а несколько значений (прямое, переносное). Это мощнейший источник обновления значений слов.

Омонимы (от греч.: omos – одинаковость, onima – имя) – это слова, совпадающие в звучании и написании, но отличающиеся по значению (брак супружеский – брак производственный).

Многозначные слова всегда имеют значения, связанные друг с другом, омонимы – это совершенно разные слова.

Правила употребления многозначных слов и омонимов:

1) в контексте должно быть однозначно уточнено, в каком именно из значений употребляется многозначное слово или омоним. Не должно возникнуть двузначности понимания: Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться («распускаться» – многозначное слово, употреблено в двух разных значениях, речевая ошибка);

2) нельзя допускать близкого соседства сходных по звучанию, но различных по значению слов, так как может возникнуть неуместный комизм (если только это соседство допущено не намеренно в качестве особого стилистического приёма как, к примеру, в следующих рекламных слоганах: Вся электрика для электрика, обои для обоих). Например: Водопроводная система часто выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы.

 

Упр.94. Определите, в каком из двух предложенных рядов приведены многозначные слова, а в каком – омонимы. Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в разных значениях (многозначные слова – в прямом и переносном значении; омонимы – в совершенно разных значениях).

1. Кольцо, буря, железный, океан, болото, сладкий, хвост, закат, дворник.

2. Лук, долг, ключ, брак, дробь, очки, кран, марка, нота, среда.

Упр.95. Восстановите омонимы, опираясь на толкование их значений.

1. «Досрочное получение зачёта или экзамена» – «вид оружия». 2. «Традиционное отопительное устройство в русских избах» – «заниматься изготовлением какой-либо выпечки». 3. «Выражение лица» – «особый взрывной снаряд». 4. «Музыкальный звук» – «дипломатическое обращение одного правительства к другому» 5. «Чувство меры в поведении человека» – «метрическая единица в музыке». 6. «Приспособление для приведения в действие механизма часов» – «промышленное предприятие».

Упр.96. В следующих предложениях исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением многозначных слов или омонимов. Предложите несколько вариантов исправления.

1. В нашем магазине продаётся вся возможная электрика для электриков. 2. Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену (из сочинения). 3. Ночные воры перекусили провода, чтобы не возиться с болтами и гайками 4. Чацкий призывает интеллигенцию вступать в связь с народом. 5. Пушкин ещё несколько веков будет преподаваться в университетах и стоять на полках. 6. Сегодня футболисты покинули поле без голов. 7. В трудное военное время из Ахматовой полились призывы. 8. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до абсолютного конца. 9. Первое волнение Наташи было, когда она собиралась на бал. 10. Всем пассажирам по мягкому месту (объявление в автобусе). 11. Я думаю, когда живёшь в светлом городе, начинаешь светлеть и светиться сам.

Упр.97. Прочитайте шутки, каламбуры, собранные из различных художественных произведений. Укажите причины словесной игры в каждом случае.

1. Защитник вольности и прав В сем случае совсем не прав (Пушкин). 2. И не заботилась о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой (Пушкин). 3. Взять жену без состоянья я в состоянии, но входить в долги из-за её тряпок я не в состоянии (Пушкин).

4. Сердилась королевская маслёнка: - Болтают в кухне со среды, что я родня какого-то маслёнка! Помилуй бог! Я из другой среды (Козловский). 5. Одно, брат, дело – огурцов посол, Другое – если ты посол (Козловский). 6. Нет хуже дела, чем быть не у дела. (Козловский) 7. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Козловский).

8. Я не шагал, я семенил на ровной брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Высоцкий). 9. Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Высоцкий. «Песня про прыгуна в высоту»).

9. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (Чехов). 10. Народ был, народ есть, народ будет есть. 11. Бывает гол король на сцене, но и на поле гол – король! (Е. Ильин) 12. Любил студентов засыпать он, видно оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Маршак).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.