Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контаминация






Чаще всего процесс нарушения лексической сочетаемости происходит в результате контаминации.

Контаминация – это соединение двух внешне похожих (формально и содержательно) устойчивых выражений в одно, что является речевой ошибкой. Например:

1) не играет роли (УВ) не играет значения

не имеет значения (УВ) (речевая ошибка);

 

2) принять меры (УВ) предпринять меры

предпринять шаги (УВ) (речевая ошибка).

 

3) сдать задолженности (УВ) пересдать

задолженности

пересдать экзамены, зачёты (УВ) (речевая ошибка).

 

Необходимо следить за соблюдением лексической сочетаемости в собственной речи и не допускать её нарушения.

 

Упр.111. Восстановите устойчивые выражения, подобрав к слову из первой колонки соответствующее ему слово из второй колонки.

 

Устранить, исправить, играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть, оказать, излагать, открыть, внести, принять, предпринять. Недочёты, ошибки, роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка, счёт, интерес, решение, победа, значение.

Упр.112. Вспомните словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормативные выражения.

Например: Поднять тост = поднять бокал + сказать тост.

Львиная часть, ставить требования, одержать успехи, ставить акцент, оказать внимание, оплачивать убытки, потерпеть потери, тратить нервы, поднять кругозор, играть значение, выразить содействие, занять звание чемпиона, производить воздействие, выполнение мечты, давать намек, пользуется интересом, полными темпами, заслужить известность.

Упр.113. В приведенных предложениях найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Исправьте предложения, запишите несколько возможных вариантов исправления.

1. Прежде чем решить задачу, думайте внимательно. 2. Не заостряясь на первом вопросе, перейдём к следующему. 3. Взяв на себя повышенные обязательства, мы должны работать не покладая сил. 4. Современный мир словно треснул напополам. 5. Это её, как и меня, повергло в жуткое оторопение. 6. Большую половину своего выступления новый губернатор посвятил анализу экономической ситуации в области. 7. Надеюсь, что наши доводы просто развеют сомнения прочь. 8. При лечении этого заболевания новый метод оказывает огромное значение. 9. Это важный шаг, и его надо пройти. 10. Большое влияние на людей имеет реклама. 11. При условии наступления страхового случая каждому пострадавшему возместят деньги. 12. Ответчику оказан судебный иск. 13. Вольного отношения с собой русский язык не прощает. 14. Пора подвести результаты встречи: наши спортсмены впереди. 15. Большую роль в процессе обучения имеет целеустремлённость самого студента. 16. Он испытывал к потерпевшему неприязненные отношения. 17. Он прожил долгую яркую событиями жизнь.

 

Упр.114. Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением границ лексической сочетаемости в выдержках из сочинений абитуриентов.

1.Если вы помните, неделю назад президент широко поднял проблему воспитания беспризорников. 2. Раскольникова тоже можно поместить под эту цитату. 3. В русской литературе эта тема затронула особенно сильно. 4. Во мне пробудилось глубокое волнение. 5. Вся деревня была покрыта ленью. 6. Экологи трубят набат. 7. Мимо суетились люди. 8. Я, конечно, могу ответить, но это другая тема разговора. 9. Хорошо, если честь и достоинство не идут в расход с личными интересами. 10. Мы видим различие двух людей комедии: Молчалина и Чацкого. 11. Над Раскольниковым нависла слабость к деньгам. 12. Радостная улыбка не сходила с его (Пьера) рта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.