Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление финансами. Финансовая политика государства






Управление финансами – это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

Общее управление финансами в РФ осуществляют:

• Президент РФ.

• Федеральное Собрание РФ и две его палаты:

• Верхняя палата – Совет Федерации.

• Нижняя палата – Государственная Дума.

Их основные функции:

• Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России.

• Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.

• Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах.

• Установление размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Аппарат управления финансовой системой РФ:

• Профильные комитеты и службы по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации.

• Счетная палата РФ.

• Министерство финансов РФ и его органы на местах.

• Центральный банк РФ.

• Федеральная налоговая служба РФ.

• Федеральная таможенная служба РФ.

• Федеральная служба по финансовым рынкам РФ.

• Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат – Министерство финансов (Минфин), в его задачи входит:

• Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

• Составление проекта и исполнение федерального бюджета.

• Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активное воздействие на развитие страны.

• Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

• Разработка предложения по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.

• Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

• Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Функции Минфина:

• участие в работе по составлению прогнозов экономики государства;

• определение потребности в государственных ресурсах;

• формирование налоговой политики государства;

• разработка нормативной базы отчислений из бюджета Федерации в бюджеты субъектов федерации и т.д.

Федеральная налоговая служба РФ (подчиняется Минфину), задачи:

• Осуществлять контроль за исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.

• Подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства.

Министерство внутренних дел РФ (ранее - налоговая полиция), задачи:

• Предупреждение, выявление налоговых преступлений.

• Оперативно-розыскная деятельность и контроль за выполнением налогового законодательства.

• Обеспечение безопасности деятельности налоговых инспекции и их сотрудников.

• Пресечение преступлений в налоговых органах.

Федеральная таможенная служба РФ, задачи:

• Осуществление таможенных проверок по налогам, сборам и государственным пошлинам взимаемым таможенными органами, в том числе проверки всей документации, связанной с исчислением и уплатой обязательных платежей.

• Осуществление контроля за валютной выручкой и контроля за выполнением таможенного и налогового законодательства при внешнеэкономических расчетах.

К негосударственным органам управления финансами (микроуровень – предприятия и макроуровень – национальные корпорации) относятся органы финансового менеджмента на предприятиях, в коммерческих банках и др.

Важное подразделение Минфина – Главное управление федерального казначейства - отвечает за кассовое исполнение бюджета. По средствам своих территориальных органов оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над исполнением федерального бюджета РФ, управлению доходами и расходами этого бюджета, исходя из принципов единства кассы и специализации бюджетных кредитов.

Финансовый контроль – контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специализированных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, физических лиц) с применением специальных методов.

Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата.

Функции финансового контроля:

• Проверка расходования государственных средств (проверка сумм расходования и эффективность использования государственных средств).

• Проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы.

• Проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Виды финансового контроля в зависимости от органа, его осуществляющего:

• Государственный финансовый контроль:

• вневедомственный (общегосударственный);

• ведомственный (негосударственный).

• Негосударственный финансовый контроль:

• внутрихозяйственный;

• общественный;

• аудиторский;

• страховой.

Общая классификация видов финансового контроля:

• По времени проведения:

• предварительный;

• текущий (оперативный);

• последующий.

• По субъектам контроля:

• государственный;

• внутрихозяйственный;

• общественный;

• независимый.

• По сферам финансовой деятельности:

• бюджетный;

• налоговый;

• валютный;

• кредитный;

• страховой;

• инвестиционный;

• контроль за денежной массой.

• По форме проведения:

• обязательный (внешний);

• инициативный (внутренний).

• Методы проведения финансового контроля:

• Проверка (проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности).

• Обследование (охватывает более широкий круг показателей или вопросов).

• Анализ финансовой деятельности.

• Наблюдение (мониторинг).

• Ревизия.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. В ней определен общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Но также финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства.

Содержание финансовой политики:

• Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее главных целей и задач.

• Определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу.

• Создание финансового механизма.

• Эффективное управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

• Осуществление практических действий, направленных на достижение главных целей финансовой политики.

Финансовая политика проявляется через:

• систему ценообразования;

• налоговую политику и источники формирования бюджета;

• денежно-кредитную политику;

• приватизацию и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.