Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы. На конкретном примере раскройте особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике.






На конкретном примере раскройте особенности организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике.

Литература

1. Блинова, Т.Л. Современные аспекты методики обучения математики: учеб. пособие / Т.Л. Блинова, Э.А. Власова, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин; под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2007. – 190 с.

2. Ганеев, Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математики: учеб. пособие / Х.Ж. Ганеев; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 102 с.

3. Далингер, В.А. Творческая деятельность при составлении планиметрических задач на построение / В.А. Далингер // Наука образования: сб. науч. статей. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – Вып.22. – С. 405 – 414.

4. Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 431 с.

5. Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения: Учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Х.Ж. Ганеева. – Екатеринбург: УрГПУ, 2003. – 119 с.

6. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, – 2001. – 544с.

 

 

Лекция 4. Методика обучения математике на профильном уровне

План

1. Определение профильного обучения.

2. Причины перехода на профильное обучение.

3. Структура профильного обучения.

4. Цели профильного обучения.

5. Элективные курсы.

Профильное обучение понимается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся.

Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней изучения учебных предметов: общеобразовательного и профильного.

 

Причины перехода на профильное обучение

 

1) дифференциация интересов и жизненных планов учащихся;

2) недостаточная ориентация обучения в школе на построение успешной профессиональной карьеры и подготовку к будущей профессиональной деятельности;

3) необходимость осознанного выбора будущей профессии большинством выпускников общеобразовательной школы, что должно повысить экономическую эффективность затрат на образование, а также способствовать успешной социализации выпускников общеобразовательных школ;

4) наличие специфических требований, предъявляемых к выпускникам школ учреждениями профессионального (в частности, высшего) образования, необходимость в обеспечении преемственности между школой и вузом, устранении недостатков довузовской подготовки.

Структура профильного обучения состоит из базового, профильного и элективного компонентов.

Базовый (общеобразовательный) компонент содержит курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне. По своему содержанию и системе требований к выпускникам они отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам (например, математика).

Профильный компонент формируется из курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне. По своему содержанию и системе требований к выпускникам они отвечают профильным образовательным стандартам. Этим курсам соответствуют единые профильные экзамены (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне).

Элективный компонент включает курсы, изучаемые по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов.

 

Целиперехода к профильному обучению

1) обеспечить углублённое изучение отдельных общеобразовательных предметов;

2) создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

3) расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению;

4) обеспечить преемственность общего и профессионального образования.

Учебный план профильного обучения включает четыре предметных блока

Первый блок – базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и инвариантные почти для всех профилей обучения. предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественно-научного профиля) и естествознания (для гуманитарных профилей).

Второй блок – профильные общеобразовательные предметы повышенного уровня, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль.

Содержание учебных предметов этих двух блоков определяется ГОС. Соответствие подготовки выпускников требованиям ГОС определяется по результатам ЕГЭ.

Третий блок – элективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуется за счёт школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить5-6 курсов по выбору.

Четвёртый блок – учебные практики, проекты, исследовательская деятельность.

Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Функции элективных курсов

1) изучение ключевых проблем современности;

2) ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба» ориентация на совершенствование навыков познавательной организованной деятельности;

3) дополнение и углубление базового предметного образования;

4) компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом элективные курсы должны выполнять их комплексно.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения.

 

Виды элективных курсов

ъ

1. Предметно-ориентированные (пробные), позволяющие

· дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;

· уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

· создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

2. Межпредметные (ориентационные) курсы, позволяющие

· создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий;

· познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;

· поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов

 

1) подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

2) приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

3) возможности успешной карьеры, продвижение на рынке труда;

4) любопытство;

5) поддержка изучения базовых курсов;

6) профессиональная ориентация;

7) интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Требования к разработке элективных курсов

1) курс должен быть построен так, чтобы он позволял использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;

2) содержание курса, форма его организации должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

3) элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации («Пойду на социально-гуманитарный профиль, потому что мне интересно то-то и то-то, у меня хорошо получается то-то»);

4) содержание курсов должно познакомить ученика со спецификой видов выбранной им будущей профессиональной деятельности;

5) содержание курсов должно быть обеспечено учебной литературой;

6) содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения;

7) необходимо, чтобы программа курса состояла из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому курсу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.