Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы. На конкретном примере раскройте методические особенности введения принципиально нового материала






На конкретном примере раскройте методические особенности введения принципиально нового материала.

Лекция 2. Логико-дидактический анализ темы, школьного курса математики. Пример трехблочной модели логико-дидактического анализа темы

 

План

1. Трехблочная модель логико-дидактического анализа.

2. Характеристика основных компонентов логико-дидактического анализа темы.

 

Методические рекомендации по планированию и проведению конкретных уроков и изучению конкретных тем, представленные в различной литературе могут быть эффективно использованы учителем лишь в том случае, если он способен оценить их значимость и полезность именно для своих учащихся, в условиях им создаваемого урока. Такая оценка может быть проведена при условии видения предметно-содержательной структуры в целом, с учетом перспективы развития как самого материала, так и формирования знаний и умений учащихся.

Таким образом, важным профессиональным умением учителя является грамотное и всестороннее проведение логико-дидактического анализа темы школьного курса математики.

 

Модель логико-дидактического анализа состоит из трех блоков

Первый блок

Цель – осмысление математического материала и принятие начальных психолого-педагогических характеристик контингента обучаемых.

Задачи:

1) определение математического содержания темы как трансформации научного знания (если возможно с включением исторического материала);

2) психолого-педагогическая характеристика обучаемых классов с выделением их уровня восприятия, типа преобладающего мышления, памяти, внимания, актуальной обученности и потенциальной обучаемости в предметной сфере.

Второй блок

Цель – выделение роли и места разрабатываемой темы школьного курса в логической организации учебного материала.

Задачи:

1) определение цели изучаемой темы по программе;

2) изучение требований к уровню знаний и умений учащихся (согласно стандартуобразовкания);

3) установление внутрипредметных и межпредметных связей темы;

4) выделение опорного, ядерного и вспомогательного материала темы;

5) построение логико-ролевой цепочки темы.

Третий блок

Цель – составление проекта поурочного планирования, подготовка методического обеспечения темы.

Задачи:

1) корректировка уровня научности и строгости теоретического материала с учетом психолого-педагогических особенностей;

2) обеспечение наглядности и доступности материала;

3) раскрытие мотивации изучения темы;

4) межпредметное согласование изучения темы;

5) прогнозирование типичных ошибок и затруднений учащихся;

6) определение эффективности и специальных методических приемов;

7) методический анализ заданий по теме с точки зрения дидактической полноты;

8) организация диагностики усвоения материала и контроля качества успеваемости по теме;

9) выбор форм и методов дифференциального, индивидуального подхода с учетом психолого-педагогической характеристики обучаемых.

Раскроем содержание основных компонентов логико-дидактического анализа темы.

Психолого-педагогическая характеристика обучаемых

Развернутая психолого-педагогическая характеристика учащихся составляется в соответствии с указанными компонентами:

1) характер межличностных отношений в данном коллективе;

2) мотивация учебной деятельности учащихся;

3) преобладающий вид внимания;

4) особенности памяти;

5) доминирующие виды мышления;

6) характеристика обучаемости субъектов учебной деятельности;

Пояснительная записка к данной теме включает компоненты

1) основные понятия и определения данной темы;

2) цели изучаемой темы;

3) знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся в результате изучения данной темы.

Логико-математический анализ темы

Логический анализ темы сводится к установлению логической организации учебного материала в теме, выяснению, какие утверждения доказываются, какие вводятся как иллюстрированные факты, определению уровня логической строгости доказательств, методов используемых для доказательств, выделению новых теоретических утверждений, которые вводятся при решении математических задач.

Математический анализ темы сводится к выяснению основной математической идеи темы, выяснению математических обоснований выполняемых преобразований, исследований, доказательств, осмыслению применяемых в теме математических приемов и методов.

Результатом выполнения логико-математического анализа является определение «ядерного» материала темы, логической строгости его изучения и математических методов и приемов изучения этого материала.

Анализ задачного материала с точки зрения основных дидактических функций

Анализ задачного материала выполняется на основе логико-математического анализа теоретического материала темы.

При анализе математических задач необходимо:

1. Определить, какие задачи способствуют раскрытию, конкретизации, углублению «ядерного» материала, основного, объявленного обязательным в стандарте общеобразовательной школы.

2. Выделить задачи на работу с «опорным» материалом, т.е. базовым, исходным для получения нового знания.

3. Выделить задачи на «вспомогательный» материал – дополнительный, иллюстративный, раскрывающий межпредметные связи и практические аспекты.

4. Выделить нестандартные, творческие задачи.

При отборе задачного материала в каждой группе задач необходимо предусмотреть задачи для организации дифференцированной работы с учащимися.

Внутрипредметные связи темы

Реализация внутрипредметных связей в обучающей деятельности учителя заключается в отборе материала, который представляет эти связи, в выборе организационных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение этого материала.

При реализации внутрипредметных связей в процессе обучения следует учитывать тот факт, что связи могут быть логико-математического и методического характера.

Логико-математические связи – это необходимые глубокие связи, вытекающие из логики и содержания учебного предмета; на их основе строится изучение материала.

Методические связи выполняют чисто дидактические функции, они приводятся с целью иллюстрации, сравнения, сопоставления и т.д. Эти связи реализуются учителем в процессе адаптации учебного материала к индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

В рамках отчетности необходимо проиллюстрировать внутрипредметные связи логико-математического характера.

Реализацию внутрипредметных связей логико-математического характера можно представить в виде схемы, или проиллюстрировать на задачном материале.

Межпредметные связи темы

Содержание данного компонента логико-дидактического анализа предполагает разработку дидактических материалов межпредметного характера и рекомендаций по их применению в процессе обучения математике.

В процессе обучения математике для реализации межпредметных связей могут применяться самые разнообразные методы. Наиболее распространенные из них: информационно-рецептивный, проблемный, исследовательский, программный, эвристический. Средства подбираются учителем в соответствии с содержанием каждого конкретного урока. Это могут быть вопросы, задания, задачи, тексты, наглядные пособия, проблемные ситуации, познавательные задачи и т.д.

Исторический материал

В данном разделе логико-дидактического анализа темы должны быть представлены:

1) перечень основных вопросов истории, связанных с изучаемой темой;

2) форма включения историко-математического материала в процесс изучения темы.

Контроль успеваемости учащихся в процессе изучения темы

Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

По содержанию контроль бывает предварительный, текущий, тематический, итоговый. Предварительный контроль фиксирует исходный уровень обученности. Текущий контроль позволяет диагностировать степень усвоения учебного материала. В тематическом контроле проверяется усвоение каждым учащимся конкретной темы. Итоговый контроль позволяет выявить соответствие уровня подготовки учащихся требованиям программы.

При проведении предварительного контроля целесообразно использовать следующие формы: фронтальную беседу; подготовительную самостоятельную работу; тест, выявляющий общую подготовку класса к изучаемой теме. Для проведения фронтальной беседы учителю необходимо составить перечень вопросов, направленных на выявление уровня актуальной обученности.

Текущий контроль может осуществляться в форме тренировочной индивидуальной самостоятельной работы; обучающей индивидуальной и групповой самостоятельной работы; проверочной самостоятельной работы; проверки домашнего задания.

Тематическое планирование

Завершением логико-дидактического анализа является тематическое планирование, которое включает в себя следующие компоненты:

1) номер и тема урока;

2) цель урока (определяется в соответствии с образовательной технологией), задачи, решение которых обеспечивает достижение цели;

3) тип урока, используемые методы;

4) методы диагностики решения поставленных задач;

5) используемые средства НИТ;

6) примечания (в зависимости от психолого-педагогической характеристики обучаемых).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.