Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для самостоятельной работы. Охарактеризовать основные этапы логико-дидактического анализа темы






Охарактеризовать основные этапы логико-дидактического анализа темы. Представить логико-дидактический анализ одной из тем школьного курса математики согласно выделенным компонентам.

 

Лекция 3. Обучение учащихся приемам творческой деятельности

 

План

1. Сущность творческой деятельности.

2. Различные определения творческой деятельности.

3.Процессуальные черты творческой деятельности.

4. Структура творческого процесса и требования к структуре.

5. Творческие задания и схема решения творческих заданий.

6. Определение исследовательской деятельности.

7. Связи учебно-творческих заданий с предметной деятельностью учащихся.

 

Понятие творчества раскрывается на философском, психологическом и педагогическом уровнях. В совокупности эти аспекты составляют наиболее полную картину о творческой деятельности в учебном процессе.

Философский аспект творчества

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей.

Существенными признаками творчества являются преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их наглядности, также мысленных образов; новизна продуктов деятельности, оригинальность необычность приемов и средств, применяемых в процессе деятельности.

Психологический аспект творчества

Творческое мышление, согласно психологическим исследованиям направлено не на поиск новизны в мелочах, нюансах и несущественных вариациях, или на простое перекомбинирование элементов старого, а на постижение сущности в явлениях, на отражение этой сущности в новых понятиях, образах и способах действия.

Особенности творческого мышления

1) оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне;

2) способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение объекта на практике;

3) способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые стороны;

4) способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации.

С психологической точки зрения, в процессе творческой деятельности на передний план выступает не объективная, а субъективная новизна продуктов.

Педагогический аспект творчества

С точки зрения педагогики творчество учащихся имеет своей конечной целью не столько создание определенного продукта, имеющего собственную значимость или получение продукта с использованием нового метода, сколько познавательный и воспитательный эффект – формирование знаний, умений, интересов и склонностей, развитие способностей личности.

Педагогический аспект творчества характеризуется рядом субъективных факторов:

1) спецификой самого процесса творчества;

2) эмоциональностью;

3) развитием личности индивида,

4) ростом его мастерства.

Анализ выделенных аспектов позволяет сформулировать заключение, что творческая деятельность учащихся

1) включает в себя преобразование явлений, вещей, процессов действительности, а также их наглядно-чувственных или мысленных образов;

2) предполагает создание новых продуктов деятельности или использование новых приемов, средств в процессе деятельности;

3) определяется проявлением особенностей творческого мышления;

4) представляется процессом вычленения проблемы в объекте познания и решения с использованием элементов исследования, различных методов;

5) является показателем наличия творческих способностей, развивать которые в процессе изучения школьных дисциплин можно, включая учащихся в решение субъективно-новых проблем.

 

Различные подходы к определению понятия творчества

Согласно А.В. Хуторскому: творчество – это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существенных знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения.

И.П. Калошина предлагает развернутое определение творческой деятельности через систему признаков, согласно которым творческая деятельность:

· направлена на решение задач, для которых характерно отсутствие в предметной области (или лишь субъекта) как способа решения задач, так и предметно-специфических знаний, необходимых для его разработки;

· связана с созданием субъектов на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для него знаний в качестве ориентировочной основы для способа решения задачи;

· характеризуется для субъекта неопределенной возможностью разработки новых знаний и на основе их способа решения задачи (неопределенность обусловлена отсутствием каких-либо других знаний, строго детерминирующих указанную разработку).

В.А. Далингер под творческой деятельностью понимает всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность.

И.Я. Лернер выделяет следующие процессуальные черты творческой деятельности:

1) самостоятельное осуществление внутрисистемного и межличностного переноса знаний и умений в новую ситуацию;

2) видение новой проблемы в знакомой ситуации;

3) видение структуры объекта;

4) видение вариативности решения и его хода, то есть возможных различных решений данной проблемы, способов решения;

5) построение принципиально нового способа решения, отличного от ранее известных способов.

Структура творческого процесса

 

1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулировки задачи;

2) сосредоточенные усилия и поиски дополнительной информации;

3) уход от проблемы (период инкубации – переключение на другие занятия);

4) озарение или инсайт (инсайт – это не всегда гениальная идея, а порой в скромных масштабах догадка);

5) проверка.

Требования к структуре творческого процесса

1) адекватность;

2) новизна и оригинальность;

3) доработанность;

4) изящество и простота;

5) творческое мышление меняет существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы, совсем редко взгляд людей на мир.

Для раскрытия творческого потенциала школьника в процессе изучения математики используются следующие творческие задания:

1) нестандартные задачи;

2) исследовательские проекты;

3) работа с математическим текстом по реконструкции;

4) систематизация и обобщение материала;

5) выполнение реферативных жанровых работ;

6) варьирование и составление задач.

Схема решения творческих заданий

1) усмотрение потребности или трудности задачи;

2) анализ этой потребности или трудности;

3) просмотр доступной информации;

4) рождение новой идеи или принципа;

5) развертывание принципа схемы;

6) оценка правильности решения.

Исследовательская деятельность – творческая деятельность, продуктом ее является новые знания, либо новые знания о самом испытуемом, либо о методе исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.