Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сублимация






Я взял бумагу и перо,

Нарисовал утюг,

Порвал листок, швырнул в ведро,

В ведре раздался стук.

Олег Григорьев

Сублимация — это один из высших и наиболее эф­фективных защитных механизмов человека. Она реали­зует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии и незрелым формам пове­дения примыкает также замещение с помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как ком­плексы непроизвольных реакций, позволяющих челове­ку удовлетворить запретное бессознательное желание. По мнению 3. Фрейда, опираясь на сублимацию, чело­век способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло. Защита по этому типу осуществляется путем переориен­тации сексуального и агрессивного потенциалов челове­ка, реализация которых входит в конфликт с личност­ными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые формы общественной и творческой дея­тельности. Однако такая переориентация требует при­нятия или, по крайней мере, знакомства с нормами и ценностями, т. е. с идеальным стандартом, в соответст­вии с которым сексуальность запрещается, а агрессия объявляется антисоциальной. Понятно, что этот меха­низм защиты вызревает у детей достаточно поздно. Бла­годаря такой форме переработки неприемлемой инфор­мации асоциальные импульсы как бы меняют свое на­правление. Замещается не сам объект (неприемлемый на приемлемый), а способ взаимодействия с ним.

Наблюдение специфической сублимации у ребенка приводит Г. Л. Бардиер [11]: «На уроке Дима старает­ся быть поближе к Оле, дружелюбно смотрит на нее, хочет сесть с ней за одну парту. Дети сообщают, что он в нее влюбился. Дима не возражает и ждет положи­тельной реакции окружающих. Реакции нет. Сама Оля жалуется, что серьезность его намерений ее настора­живает. Приходится переключать внимание детей на другую тему. Дети слушают и обсуждают сказку про лунного человечка, а затем принимаются эти проблемы рисовать. Дима знает, что если очень хочется, можно рисовать что-то другое. К концу урока он гордо прино­сит свой рисунок, который называется " Кот собирает­ся жениться "».

На рисунке Димы была изображена красавица — ли­са с длинной косой. Важный кот в турецкой шапочке с пером держал лисичку за руку. Реакция окружающих не дала возможности мальчику ухаживать за Олей, обсуж­дать свою любовь и строить матримониальные планы. И тогда защита по типу сублимации позволила ему найти новый, адекватный для данной ситуации способ взаимо­действия с объектом своего сексуального влечения, peaлизовав его переживания в рисунке как результате твор­ческой деятельности.

Рисование, как одна из форм сублимации, позволяет отреагировать инстинктивные импульсы, снижая веро­ятность их внешних проявлений в социально опасной или неприемлемой форме.

В этой связи вспоминается такой случай. Один раз на уроке психологии двое ребят стали перешептываться про «неприличное», хихикая, краснея и пряча глаза. Тем са­мым они привлекли к себе внимание других детей и по­мешали учебному процессу. Для того чтобы снять напря­жение и разрешить ситуацию, психолог попросила всех желающих нарисовать рисунки на тему «Неприличное», мотивировав это тем, что она плохо понимает, что дети считают неприличным, а что — нет.

Свой рисунок на заданную тему ученица 3 класса Надя К. назвала так: «Попа ходит в туалет». Психо­лог (после «внимательного знакомства» с рисунком под контролем настороженного взгляда девочки) сказала: «Не понимаю, где тут неприличное? Ну, ходит попа в туалет каждый день, и что в этом такого? А ты что чувствовала, когда это рисовала?»Суммарный ответ Нади был следующим: «Смешно. Стыдно. Радостнотак как смогла нарисовать. Радость — так как обычно нельзя, а тут можно».

Почему рисование акта дефекации вызвало у третье­классницы сначала чувство стыда, а потом — радости? По мнению американского психолога Э. Эриксона, по­явление стыда у детей связано с возникновением само­сознания, ибо стыд предполагает, что субъект выставлен на всеобщее обозрение [80]. Люди могут считать «плохи­ми» те функции кишечника, которые самому ребенку доставляют удовольствие, облегчение. Таким образом, со­циальное неодобрение повседневных функций форми­рует у ребенка «внутренние глаза» (стыд за свои «ошиб­ки»): любопытство к акту дефекации и положительные эмоции, с ним связанные.

Возможность изобразить и наяву увидеть на картинке тревожащие душу образы привело к освобождению от них. Да, девочка испытывала стыд, когда рисовала, как «попа ходит в туалет», потому что знала, что делать это «обычно нельзя». Однако после того, как учитель снял это табу и девочка нашла в себе силы сделать зримыми для себя самой и для психолога свои запретные, то есть общественно вредные, ненужные и не допустимые к при­менению фантазии, на смену стыду пришло чувство ра­дости. Нарисовать свои фантазии подчас легче, чем о них рассказать. Рисунок объективизирует внутренний кон­фликт и создает возможность через него контактировать с окружающими. Нарочито бесстрастное замечание пси­холога «Не понимаю, где тут неприличное? Ну, ходит попа в туалет каждый день, и что в этом такого?» — позволило понять, что воплощенные в рисунке травми­рующие впечатления могут быть восприняты без пере­живания чувства стыда и вины. Это, кстати, объясняет, почему рисование помогает не только при детских стра­хах, но и при наркомании, заикании, афазиях. После последнего землетрясения в Армении многих детей, тя­жело психически травмированных, удалось адаптировать и вернуть к нормальной жизни, используя рисуночную терапию, при помощи которой дети изживали пережи­тые кошмары.

Сублимация включает в себя замещение не только сексуальных, но и агрессивных импульсов. В широком смысле под агрессией понимают стремление человека не­посредственно, без вынужденных задержек и отказов, удовлетворить свой бессознательный импульс и разря­диться на объект. Как известно, агрессивное поведение включает в себя два рода действий: условную агрессию, связанную с самоутверждением, и враждебную, направ­ленную на причинение вреда противнику. В первую оче­редь сублимируется агрессия, связанная с самоутвержде­нием. Стремление «Я хочу» особенно свойственно детям с доминирующим типом личности.

Дети рисовали на тему «Я такой довольный, л та­кой счастливый». Ученица 3 класса Ира X. с помощью вопросов психолога составила по своему рисунку такой рассказ [11]: «Я выступаю на своем первом спектакле — очень радуюсь и смущаюсь. Я танцую самую красивую Розочку, главную роль. Побаивалась, когда вышла на сцену и начала рассказывать. Чувствовала, что сейчас произойдет что-то удивительное. Необычное началось еще дома, когда мама подкрасила мои волосы, как буд­то я Мальвина или настоящая актриса. И вот самый счастливый момент — я первый раз выхожу на сцену. Все в зале напряжены, все смотрят с удовольствием, все дарят цветы. Потом я все время об этом вспомина­ла. Люблю выступать, хотя бы сама с собой. Но в те­атр не хожу».

Ира — девочка с доминирующим типом личности. Такие свойства, как доминантность (независимость, на­пористость, склонность к самоутверждению), тревож­ность, напряженность, недобросовестность, а также об­щительность и склонность к риску, — ведущие в структу­ре ее личностных свойств. Как мы уже говорили, если таким детям противоречить, они очень легко могут всту­пить в конфликт с окружающими и пойти на нарушение норм поведения.

Так, в другом своем рассказе, «Я и моя мама», Ира X. замечает: «Бабушканичего, а мама все время сер­дится. Мне легче с бабушкой. Мама добрая, но бывает удивительная. Когда я пишу или рисую — говорит, ка­кие ошибки. Зачем говорить? Хочу — как я хочу. Ба­бушка говорит — ладно, рисуй...»

Из этого рассказа видно, насколько важным для де­вочки является поведение, которое базируется на стрем­лении «Я хочу». Конечно, такое самоутверждение требу­ет, чтобы его одобряли или хотя бы просто принимали окружающие. Возможность выступить на сцене, сыграть «самую красивую Розочку, главную роль» и заслужить всеобщее признание («все в зале напряжены, все смотрят с удовольствием, все дарят цветы») дает девочке прекрас­ную возможность сублимации ее внутреннего инстинк­тивного потенциала.

Если верно, что агрессивные импульсы возникают у всех, то социальная среда должна каким-то образом ком­пенсировать человеку усилия, направленные на бло­кировку агрессивного инстинкта, предоставив ему ряд возможностей отреагировать его в социально приемле­мой форме. Поэтому правомерны рекомендации израсходовать эту энергию через переживания, например, с помощью литературных произведений, в кино или в театре. Иногда для разрядки оказываются достаточны­ми символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка. Однако все перечисленные способы могут быть недостаточно эффективными для разрядки агрессивного импульса. Тогда и приходит на помощь за­щитный механизм сублимации. Способность большин­ства людей отвлекаться от первоначальной цели и на­ходить удовлетворение в ином, допустимом с социаль­ной точки зрения, т. е. сублимировать свои влечения, — органична.

Важно помнить, что когда нечто, например сексу­альная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то оно таким способом избегает вы­теснения. Сублимация достаточно часто связана с де-сексуализацией, т. е. с перекачкой избытка сексуальной энергии не только на другой сексуальный объект, но и в иную сферу, обнаруживаясь в увлечении художествен­ной или научной деятельностью. «Любовь и творчест­во, — записал в своем дневнике М. Пришвин, — требуют от человека выхода из себя, чтобы любить нечто больше себя.» Отметим, что первоначально сексуальную приро­ду чувств, сублимированных в творчество, можно распо­знать по жажде самопожертвования. Известно, что суб­лимация пробуждающихся в подростковом возрасте по­ловых инстинктов в различные виды интеллектуальной деятельности и физической активности — надежный путь снижения юношеской гиперсексуальности и повышения творческого потенциала. Однако сублимация не должна быть тотальной, поскольку существенное подавление ре­альной половой жизни или естественной (нормальной) агрессии не создает благоприятных условий для субли­мирования стремлений, т. к. в этом случае активность и способность к эффективным решениям начинают осла­бевать.

В общем случае сублимация — процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм на высшие, произвольно управляемые и способст­вующие разрядке энергии инстинктов в иных (неин­стинктивных) формах поведения. Она включает (в отли­чие от замещения) перемещение энергии не с одного объекта на другой, а с одной цели на другую, существен­но более далекую, а также трансформацию эмоций. На этом пути, благодаря исключительной силе сексуальных побуждений, открывается выход заключенной в них энер­гии в области, сопутствующие объекту влечения. Это приводит к значительному повышению психической ра­ботоспособности в процессе творческой деятельности. Существенно, что если образование идеала «Я» повышает требования человека к себе и провоцирует вытеснение, то сублимация позволяет реализовать эти неприемлемые устремления и обойтись без требующих вытеснения кон­фликта и тревоги в душе.

* * *

В этой главе, с помощью рассказов детей младшего школьного возраста, мы проследили за функциониро­ванием у них психологических защитных механизмов. Специфика подсознательной защиты состоит в том, что срабатывает она автоматически, обуславливая непредставленность сознанию смыслового материала, под­вергшегося защите, и бессознательность самого защит­ного процесса. Это означает, что дети не отдают себе отчета ни в том, что они защищаются, ни в том, от чего их защищают подсознательные психологические меха­низмы.

По мнению А. Фрейд, организация защитного про­цесса — важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Ребенок является незрелым до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществле­ние разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении — на стороне окружения. Шансы ре­бенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним диском­фортом, т. е. защитить себя и быть способным самостоя­тельно принимать решения. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных жела­ний вытесняется, другая — направляется на другие цели. Одни внешние события игнорируются, другие — переоцениваются в нужном для ребенка направлении. Защи­та позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, до­полнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у дру­гих людей. Такое преобразование информации позволя­ет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориен­тиров и самоуважения.

Приведенные нами примеры проявления подсозна­тельной защиты у детей позволяют оценить ее как ком­плексную и целостную. Показано, что в защитных про­цессах у ребенка обычно участвует не один, а сразу не­сколько защитных механизмов. Однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. В то же время, каждый из выявленных нами у детей млад­шего школьного возраста и описанных в этой главе под­сознательных защитных механизмов вносит свой особый вклад в организацию защитного процесса.

Отрицание предохраняет детей от перевозбуждения со стороны внешнего мира. Переориентирует внимание, в результате чего дети становятся невнимательными к внешним или внутренним стимулам, которые грозят им неприятностями. Это становится возможным за счет це­лостного восприятия события и его грубой эмоциональ­ной оценки. Такая селекция сведений делает невозмож­ной дальнейшую детальную проработку информации и предотвращает возникновение стойкого дискомфорта.

Подавление лежит в основе забывания содержания травмирующей информации, которая уже была пережи­та. Чаще всего подавляются переживания страха, собст­венной слабости, сексуальных побуждений, агрессивных намерений против родителей, а также многочисленные детские «хочу». Нередко дети «забывают» по приказу взрослых, которые, защищая свой покой, не позволяют ребенку говорить и даже думать о неприятных и запрет­ных, с их точки зрения, предметах.

К вытеснению прибегают в тех случаях, если нечто нельзя игнорировать либо забыть полностью. Типичным для детей является вытеснение страха смерти. В этом случае происходит замена одного предмета страха на дру­гой, — приемлемый с точки зрения детских культурных норм. Благодаря вытеснению, у детей можно наблюдать аффективную черно-белую логику, особенно при оцен­ках взрослых (к примеру, своих родителей). Повышение тревожности, характерное для неполного вытеснения, и высокий уровень тревожности как особенность детей младшего школьного возраста в этом смысле могут иметь в своей основе общие источники — многочисленные бо­лее или менее осознанные страхи ребенка.

Использование проекций как механизма отрицания собственных желаний и возложения ответственности за них на другую, внешнюю силу естественно для детей в ранний период развития. В основе проекции лежит бес­сознательное желание сделать свое окружение более по­нятным, предсказуемым, за счет уподобления его себе самому. Это является следствием многих факторов: сла­бости и незрелости ребенка, его недоверчивости и по­дозрительности к окружающим, низкой самооценки. Кроме того, проекция позволяет ребенку обходным пу­тем «заклеймить» свои слабости, приписав их внешнему «врагу». Известно, что если «враг» снаружи, а не внутри, то к нему можно применить более радикальные и эф­фективные способы наказания, а не щадящие и более приемлемые по отношению к себе.

Идентификация — это механизм возвышения себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Она позволяет ребенку преодолеть чувство неполноценности, тревоги, изменить «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению. Явля­ясь одним из механизмов самопознания, идентифика­ция увеличивает способность детей испытывать чувство удовлетворения путем сопричастности с теми, кого они любят, ценят, а также создает основу для развития само­уважения. Имитация и идентификация — необходимые предварительные условия для вступления в мир взрос­лых, важные механизмы социализации. С их помощью происходит принятие мужской и женской роли, усвое­ние позиций взрослого. Происходит включение во внут­ренний мир ребенка норм, ценностей, установок люби­мых и уважаемых людей, формирование внутреннего идеала (каким ребенок хотел бы быть). Дети начинают не просто подчиняться моральным требованиям, но и принимать непосредственное участие в их реализации. Однако очень долго эта моральная цензура у ребенка слаба и поэтому нуждается в поддержке и опоре со сто­роны значимого, авторитетного для него лица.

Рационализация обеспечивает реализацию потребно­сти в системе разумной ориентации. Ее можно рассмат­ривать как попытку ребенка постфактум создать гармо­нию между желаемым и реальным и тем самым пред­отвратить потерю самоуважения. Оправдательное отно­шение ребенка к своему поведению и принципам очень часто запускается взрослым, подчеркивающим слабость и неразумность детей. Дети транслируют такие оценки взрослых. В связи с тем что рационализация — это защи­та на уровне мышления, у детей она еще только форми­руется. Нередко ребенку достаточно трудно трактовать свое поведение с помощью построения убедительных до­водов для оправдания неприемлемых желаний и дейст­вий.

Формы замещения у детей, так же как и у взрослых, многообразны. Это — перенос действия с недоступного объекта на доступный, замена слова — действием, а дей­ствия — словом. Кроме того, у детей можно наблюдать замещающую любовь, уход в мечту и фантазию, регрес­сию — перевод поведения в ранние, низшие, детские формы.

Одним из важных механизмов детской защиты выступает сновидение. Сновидение позволяет выразить сложные чувства в образах и дает ему возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Мысль, которой человек наяву страшится или которую не способен додумать, приходит к нему во сне. При этом чем младше ребенок, тем чаще ситуация ему ясна без слов. Сновидение осуществляет возврат к не разрешенным ранее конфликтам. Повторяющиеся снови­дения по принципу «последующего овладения» позволя­ют справиться с теми ситуациями, которые, по мнению 3. Фрейда, первоначально подавили субъекта сильней­шим возбуждением. Сновидения у детей — это также альтернативный путь реализации желаний, которые по­давлены внешними многочисленными и внутренними препятствиями.

Еще один защитный механизм, сублимация, позволя­ет ребенку после знакомства с нормами и требованиями общества найти приемлемые выходы для своих сексуаль­ных и агрессивных инстинктов.

В следующей главе, обсуждая пять примеров комплекс­ной психологической защиты у детей, мы обратим особое внимание на технологию ее выявления в процессе лонгитюдного (длительного) наблюдения или краткосрочного консультирования родителей ребенка и его самого.

 

 

Глава 5 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ДЕТЕЙ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.