Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоциональность как возрастная особенность






Ребенок более эмоционален, чем взрослый. Взрослый умеет предвидеть и поэтому может адаптироваться к со­бытию. Кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявле­ние эмоций, ибо это зависит от волевого контроля. Без­защитность, недостаточный жизненный опыт, неразви­тая воля способствуют эмоциональной неустойчивости детей. Особенно «эмоционально насыщенным» считают младший школьный возраст.

Как известно, существуют определенные онтогенети­ческие уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные «вредности». В. В. Ковалев дифференцирует их следующим образом [47]:

1) сомато-вегетативный (0—3 года);

2) психомоторный (4—10 лет);

3) аффективный (7—10 лет);

4) эмоционально-идеаторный (12—16 лет).

Для каждого из этих уровней характерны свои, пре­имущественно возрастные, реакции, которые, в зависи­мости от степени своей выраженности, могут рассмат­риваться и как адаптивные, и как дизадаптивные. Эти реакции отражают патологически искаженные и утриро­ванные проявления нормального возрастного развития. Они более специфичны для возраста, чем для «вредно­сти», лежащей в их основе. О состоянии дискомфорта или недомогания у детей до 3 лет взрослому будет сигна­лизировать повышенная общая и вегетативная возбу­димость с нарушениями сна, аппетита, с желудочно-ки­шечными расстройствами. Такой сомато-вегетативный уровень реагирования является ведущим на раннем воз­растном этапе. Если по каким-либо причинам плохо ре­бенку-дошкольнику, то у него, скорее всего, разовьется психомоторное возбуждение и даже возникнут тики, заи­кание. Данный уровень реагирования обусловлен наибо­лее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора. Для интересующего нас и типичного для детей младшего школьного возраста аффективного уровня реагирования характерны повыше­ние общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативнама. Такие эмоциональные реакции могут быть следст­вием самых разных факторов, однако в первую очередь — психологических. Показано, что преимущественные про­явления каждого возрастного уровня реагирования не исключают симптомы предыдущих уровней, но отводят им более периферическое место. Преобладание у ребен­ка форм реагирования, свойственных более младшему возрасту, свидетельствует о задержке психического раз­вития [56].

В 7 лет ребенок приходит в школу. Одновременно с этим и независимо от этого обычно дети в это время переживают один из возрастных кризисов. На физиоло­гическом уровне такое кризисное состояние связано с ин­тенсивным биологическим созреванием детского организ­ма. Однако кризис 7 лет обусловлен также появлением нового, центрального для личности, системного образо­вания — «внутренней позиции» ребенка, который начи­нает воспринимать и переживать себя как социального индивида, «школьника» (осознание своего социального «Я») [15]. В такие критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты со взрослыми, у них возни­кает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям.

Возраст 7 лет — это начало процесса дифференциации внешней и внутренней сторон личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний. Пережи­вание — это любое испытываемое субъектом эмоцио­нально окрашенное состояние и явление действительно­сти, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жиз­ни [87]. По мнению Л. С. Выготского, переживание есть такая простейшая единица, относительно которой нель­зя сказать, что она собой представляет — влияние среды на ребенка или особенность самого ребенка. Пережива­ние есть единица личности и среды, представленная в развитии. Все свойственные кризису особенности пове­дения возникают как следствие еще неустойчивых пере­живаний — отношений ребенка как человека к тому или иному явлению действительности. Поведение дошколь­ника в большой степени наивно и непосредственно, открыто и понятно для окружающих, т. к. внешне он такой же, как внутренне. Поведение младшего школьни­ка в некоторых ситуациях уже кажется со стороны искус­ственным и натянутым и не таким ясным во всех своих проявлениях, как у дошкольника (конфликт «хочу» — «надо»). В своей работе «Кризис 7 лет» Л. С. Выготский отметил несколько важных особенностей переживаний детей младшего школьного возраста [21]:

• Переживания приобретают смысл, т. е. ребенок на­чинает понимать, что значит — «я радуюсь», «я огор­чен», «я сердит», «я добрый», и у него возникает осмысленная ориентировка в собственных пережи­ваниях.

• Возникает обобщение переживаний, или логика чувств. Так, если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, то она осмысливается ребенком и на этой основе формируется отношение к себе, своим успе­хам и своему положению.

•Осмысление переживаний может порождать острую борьбу между ними. Противоречие переживаний и трудности выбора могут усугублять внутреннюю на­пряженность.

Нередко детские переживания являются прямым след­ствием новых, трудных или неприятных, жизненных си­туаций. Трудности неизбежны в жизни каждого челове­ка, однако дети сталкиваются с ними даже чаще, чем взрослые, т, к. то, что взрослому кажется привычным и естественным, у ребенка может вызвать беспокойство, тревогу и страх. Не обладая достаточным жизненным опытом, дети обязательно сталкиваются с чем-то неиз­вестным, неожиданным для себя. Трудные ситуации иг­рают особую роль в развитии ребенка, давая ему возмож­ность испытать свои возможности и способности, что в одних случаях будет успешным, а в других послужит при­чиной для гнева или разочарований.

Наиболее существенное -влияние на детей оказывают острые психические травмы (например, встреча со смер­тью) и хронические психотравмирующие воздействия (например, неправильное воспитание ребенка в семье). Они создают ситуации повышенного риска и предраспо­лагают к возникновению отрицательных эмоциональных состояний. Менее заметно, но не менее велико, влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся, событий, так называемого «стресса обы­денной жизни». Их нужно ежедневно преодолевать и ка­ждый раз находить то или иное решение. И если ребенок постоянно приобретает в таких ситуациях негативный опыт, то это также может привести к нарушению его пси­хического здоровья, эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Очень важно уметь определять, какие именно си­туации вызывают затруднения у конкретного ребенка. По данным исследований психологов, дети младшего школьного возраста наиболее часто в качестве трудных называют ситуации, связанные со школой. Самые рас­пространенные из них — это повседневные ситуации: проверка знаний во время контрольных работ; ответы ученика перед классом (в этой ситуации для ребенка наиболее значимым оказывается мнение о нем учителя и других учеников класса, поэтому появляется страх пе­ред возможной ошибкой во время ответа); получение плохой отметки; конфликты с учителями, администра­цией школы (причины — непослушание ребенка, на­рушение установленных правил, после чего следуют воспитательные санкции со стороны взрослых, не все­гда справедливые с точки зрения детей); ситуации пуб­личного выступления (концерты, спортивные соревно­вания) [92].

У детей уровень внушаемости выше, чем у взрослых, поэтому в незнакомых ситуациях младшие школьники чаще всего следуют за своими сверстниками, вопреки собственным знаниям и здравому смыслу. Конформное поведение становится для детей младшего школьного возраста типичным. Это проявляется и на уроках, и в совместных играх, и в повседневных взаимоотношениях. При этом, независимо от выбора поведения, они испы­тывают чувства сильного напряжения, смятения, испуга [70]. Поэтому неудивительно, что, работая с защитным поведением детей, мы уделяем большое внимание ана­лизу трудных и неприятных, с точки зрения ребенка, жизненных ситуаций, тех эмоций и чувств, которые ро­ждает переживание этих ситуаций, а также изучению спо­собов нервно-психического реагирования детей на эти «вредности».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.