Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этническая карта России.




Славяне в современной России

Славянские этносы в России можно разделить по нескольким критериям.

Большинство этнических славян в РФ являются великороссами, то есть потомками основного населения восточной и северной Руси, которое стало основой народа Московского царства. Это этническое ядро в свою очередь складывалось из нескольких внутриэтнических групп – субэтносов, а те состояли из еще более мелких единиц. На основе диалектов великороссов можно разделить на три субэтнические составляющие – северорусские (окающие), центральнорусские (акающие) и южнорусские (фрикативное «г»). В качестве койне для всего государства использовался центральнорусский диалект. К этому следует добавить отдельные этнические группы – поморов на севере и казаков на юге.

Двумя другими этническими группами славян были славяне Западной Руси, обобщенно называемые «белорусами» и «малороссами» (или украинцами). Совокупно они-то и составляли русских как народ Российской империи и СССР.

Таким образом, после распада СССР из единого русского народа, составлявшего основу народа Российской Империи и СССР, снова выделились три народа (нации) – белорусы (население Беларуси), украинцы (малороссы и другие этнические группы, совокупно составляющие население Украины) и великороссы (как этническое ядро русских, т.е. славян Российской Федерации).

Тюрки в РФ

В Российской империи с XIX века и в СССР тюркские этносы составляли второй по значимости этнический компонент населения. Особенно многочисленно было тюркское население Средней Азии (Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Туркменистан) и Южного Кавказа (Азербайджан). Значительным тюркское население является в Поволжье и Прикамье (татары, башкиры, чуваши), а также в Сибири (алтайцы, якуты, тувинцы и т.д.). Есть тюрки и на Северном Кавказе (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы и т.д.) Тюрки соседствовали и пересекались с восточными славянами на всем протяжении известной нам истории, составляя важную часть этносов Великой Степи. В «Золотой Орде» они составляли, скорее всего, этническое большинство. Такое соседство тюрок со славянами и долгие периоды существования в общем государстве привели к массовому смешению. В Киевской Руси и в более поздние периоды, с конца XV века, славяне в межэтнических отношениях преобладали, что приводило чаще всего к русификации тюркских этносов и их вхождению в состав русского народа.

После распада СССР ряд союзных республик с преобладающим тюркским населением создал свои национальные государства – Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Азербайджан, Туркменистан. В них установились националистические режимы.

В составе Российской Федерации оказались сибирские тюрки (наиболее консолидированными являются якуты, попытавшиеся в 1990-е годы построить автономную государственность и провозгласившие суверенитет), а также татары, являющиеся вторым по численности этносом России – 5% населения по переписи 2002 года, башкиры, и тюрки Северного Кавказа (карачаевцы, балкарцы, ногайцы, кумыки, турки-месхетинцы).



Татарский и башкирский этнос отличается высокой дифференцированностью, социальной стратификацией, развитой самобытной культурой, обладает историческим прецедентом существования в качестве исторического народа (Волжская Булгария, Казанское и Астраханское ханства), давним опытом существования в условиях развитой государственности с внешним центром («Золотая Орда», Московская Русь, Российская Империя, СССР). Это делает теоретически возможным – при резком ослаблении федерального центра – искусственное формирование на этой этнической основе независимого национального образования.

Тюркские этносы Сибири, как правило, более архаичны и продолжают жить в структуре чисто этнического общества. При желании их представители легко и беспрепятственно интегрируются в городские культуры и политические и экономические элиты. Но массовой миграции этих этносов в европейскую часть России не наблюдается.

Особый случай представляет собой Якутия (Саха), обладающая огромной территорией, где находятся разведанные и обильные залежи алмазов. Эта особенность, а также достаточная дифференцированность самобытного якутского общества создает предпосылки для формирования в Якутии автономного политического образования с признаками «нации». В период ослабления Федеральной власти в 1990-е в Якутии протекали именно такие процессы.

Тюрки Кавказа отличаются относительно архаичными общественными структурами. Но социальная ситуация, свойственная Северному Кавказу в целом – высокая демография и слабая экономическая развитость региона, способствует высокому уровню миграции северокавказских тюрок на территорию других областей России и в столичные регионы.

Следует особо выделить наличие в центральных областях значительной массы тюркского населения -- выходцев из Азербайджана, которые в силу экономических причин представляют собой большой пласт в среде трудовых мигрантов в российские города – как легальных, так и нелегальных. В последние годы резко возросло количество мигрантов и из других тюркских стран СНГ – в первую очередь, из относительно бедного и густо заселенного Узбекистана.



Показательно, что тюркские этносы в России, включая мигрантов из стран СНГ, не проявляют общеэтнической солидарности друг с другом, идеи «пантюркизма» не имеют никакого хождения. Ислам для тюрок-мусульман, напротив, чаще всего имеет большое значение и является важной составляющей их самоидентичности.

Финно-угры в РФ

Финно-угры представляют собой древнейшее население северо-восточных территорий Русской равнины, поселившееся в этих местах задолго до прихода кочевников и славян. Поэтому значительные группы финно-угров вошли в состав собственно восточнославянского населения. Особенно велик был их процент на севере и востоке Киевской Руси, а Ростовско-Суздальское княжество (позже Владимиро-Суздальское и Московское) создавалось позднее других регионов Киевской Руси в преобладающей финно-угорской среде. Ростов Великий считался городом финского племени меря.

Финно-угры стали важным пластом восточно-русской идентичности, и особенно высок их процент среди великороссов. Но значительная часть финно-угорских этносов сохранила свою идентичность, постепенно отступая под давлением славян в труднодоступные зоны севера и востока, смещаясь все дальше в зону тундры, Уральских гор и Западной Сибири.

В настоящее время в Российской Федерации сохранилось несколько финно-угорских этносов, имеющих административные образования.

Из финских этносов на территории России проживают карелы, вепсы, ижорцы. К волжско-пермской подгруппе финнов относятся мордвины (Республика Мордовия), удмурты (Удмуртия), марийцы (Марий-Эл), коми (Республика Коми и Коми-Пермяцкий автономный округ), а также бесермяне. Есть небольшие группы эстонцев и саамов.

Из угров на территории России проживают этносы ханты и манси – большая часть в Ханты-Мансийском автономном округе.

Кавказцы: этносоциологический анализ

В современной России на Северном Кавказе проживают несколько этнических групп различного происхождения.

Представители нахско-дагестанской группы живут на территории Республики Дагестан (аварцы, даргинцы, табасаранцы, лакцы, лезгины, хиналуги и т.д.), Чечни и Ингушетии (вайнахи – чеченцы, ингуши).

Отдельной этнической группой являются адыги. Часть адыгов живет в Республике Адыгея, где они составляют этническое меньшинство наряду с русским большинством, но в течение 1990-х годов и в 2000-х годах политическое руководство Республики стремилось искусственно придать Республики «национальный» характер. К адыгам относятся черкесы (меньшинство в Карачаево-Черкесии), кабардинцы (большинство в Кабардино-Балкарии), а также убыхи, абазины, шапсуги. Этнически и лингвистически близки к адыгам абхазцы (большинство в независимом государстве Абхазия).

Древнейшими кавказскими этносами являются также преобладающие на Южном Кавказе картвелы, менгрелы, имеретийцы, сваны (Грузия) и армяне (Армения). Представители этих этносов живут и на территории Северного Кавказа. В России же, в целом, грузин и армян проживает значительное количество не только на Кавказе, но и на юге России, и в крупных городах.

В силу социально-экономических и этнокультурных особенностей Северного Кавказа, выделенного в 2009 году в самостоятельный 8-ой Федеральных округ, среди нахско-дагестанских народов наблюдаются высокие показатели демографического роста и низкий уровень экономики. Это порождает ряд проблем, включая рост межэтнической напряженности между самими этносами, повышенный уровень миграции населения в другие области России в поисках трудоустройства.

Часто слабообразованные и социально маргинальные слои городского населения в России и в других областях, не делают различий между «кавказцами» ни с этнической, ни с конфессиональной, ни даже с государственной точки зрения, что породило штамп «лицо кавказской национальности». На самом деле, не существует «кавказской национальности» - кавказские этносы чрезвычайно разнообразны.

Монголоиды РФ

К монгольской группе этносов в современной России относятся калмыки, проживающие преимущественно в Республике Калмыкия, и буряты, живущие в Республике Бурятия, а также в Иркутской области по берегам озера Байкал.

И калмыки, и буряты родственны монголам и исповедуют буддизм.

Этническими монголоидами, исповедующими буддизм, являются и тувинцы, хотя с лингвистической точки зрения они относятся к тюркам.

В 1990-е годы Республика Калмыкия пыталась укрепить свой суверенитет и придать этно-конфессиональным особенностям своего населения характер «нации». Но по мере укрепления властной вертикали эти тенденции сошли на «нет» и в настоящее время не представляют заметной политической и социальной тенденции.

Палеоазиаты и тунгусо-манчжуры РФ

К палеоазиатским этносам принято относить малые северные этносы чукчей, коряков, ительменов, юкагиров, нивхов, кетов, эскимосов и т.д. Они живут в чисто этнических коллективах и в целом до сих пор сохраняют структуры этноцентрума.

С социологической точки зрения к ним вплотную примыкают этносы тунгусо-манчжурской группы: эвенки, эвены, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы, ороки, тазы. Это тоже архаические этнические группы со слабой социальной дифференциацией и традиционным укладом жизни, неизмененным в течение тысячелетий.

Малые северные и сибирские этносы оказываются в зоне риска по мере модернизации и индустриализации российских территорий, так как зазор между современным высокотехнологическим обществом и урбанистической культурой и архаическими формами жизни огромен и легко может привести к исчезновению малых этнических групп. Оказываясь в зоне интенсивного промышленного производства или энергодобычи, соприкасаясь напрямую с обществом совершенного иного уклада и порядка, малые этносы сталкиваются с угрозой исчезновения – ассимиляции, утраты этнической идентичности, сопряженной с продолжением многовекового хозяйственного уклада, аккультурации.

Этносы России и конфессии

Можно в общих чертах описать отношение основных российских этносов к традиционным конфессиям.

Преобладающей конфессией России является Православие, которое исповедует подавляющее большинство россиян. При этом догматически разбирается в вопросах христианства и живет полноценной церковной жизнью (регулярное посещение служб, посты, молитвы, строгое соблюдение православной морали т.д.) лишь незначительное меньшинство всех русских, но в вопросе самоидентификации причисление себя к Православию имеет важнейшее значение.

Особую группу представляют собой русские старообрядцы. Замкнутая жизнь старообрядческих обществ, отвергающих официальную Русскую Православную Церковь и с недоверием относящихся к светскому обществу, сделало русских староверов своеобразным этно-конфессиональным явлением. В значительной степени старообрядцам удалось сохранить многие чисто этнические черты древнерусского общества.

Кроме русских, православными являются в большинстве своем осетины (за исключением мусульман-дигорцев), чуваши, коми, якуты, марийцы, мордвины, удмурты и карелы). При этом сплошь и рядом христианство совмещается с элементами древних архаических дохристианских верований.

Ислам исповедуют все северокавказские этносы за исключением осетин.

Татары и башкиры также конфессионально в большинстве своем относятся к исламской традиции. Как и в случае христианства, полноценно соблюдает исламские предписания, совершает регулярные молитвы и изучает «Коран» лишь очень ограниченный процент всех тех, кто считает себя мусульманами. Но принадлежность к исламу и здесь служит фундаментальной чертой при определении собственной идентичности.

Буддизм среди этносов России исповедуют калмыки и буряты. Для них эта форма религиозной конфессии является историческим наследием и также составляет форму современной самоидентификации.

Часть этнических евреев России, проживающих, как правило, в городах, исповедует иудаизм как традиционную конфессию.

Малые этносы Севера и Сибири часто сохраняют свои древние архаические формы религиозности, шаманские культы, магические представления, связанные со структурами этноцентрума.

Среди привнесенных религиозных течений можно выделить широкое распространение протестантов среди всех этнических групп россиян. Более локально распространение кришнаизма, упрощенно имитирующего сложную систему индуизма. Определенная паства есть и у различных новых сект, большинство которых имеют свои центры за пределами Российской Федерации и заинтересованы в увеличении числа адептов во всем мире. Некоторые из этих сект могут причинить их членам психологический, моральный и физический вред. Эта разновидность названа «тоталитарными сектами».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.007 сек.)Пожаловаться на материал