Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства фортепианного звука.




Свойства фортепианного звука определяются самой конструкцией рояля.

Первое – это его точная фиксация по высоте, что заставляет педагога работать над развитием интонационного слуха ученика, над выработкой мышечного ощущения интервалики. Н.Перельман писал, - «Мелодическая линия, исполненная без интервального напряжения, подобна безжизненным столбам, на которую забыли натянуть линию электропередачи».

В связи с этим свойством фортепианного звука необходимо развеять распространенный миф о значении в обучении на фортепиано абсолютного слуха.

Вторым свойством, можно считать неизбежность затухания звука. Несколько продлевает его жизнь педализация, но и педаль не может воспрепятствовать его угасанию.

«Таяние» звука происходит на рояле особым образом. Звук убывает неравномерно, вначале наблюдается резкий всплеск и столь же резкий спад звучности, затем во все меньшем масштабе этот всплеск повторяется два, три, четыре раза до полного исчезновения. Объясняются такие вспышки игрой обер- и унтертонов.

В любом музыкальном звуке различают три фазы – начало звука, его атаку, стационарную часть и окончание. Угасает фортепианный звук по-разному, в зависимости от регистра. По данным П.Филиппа, в басовом регистре угасание длится примерно 50 секунд, а в среднем – около 10. Не случайно после звука ми третьей октавы демпферов над струнами обычно нет, звук и без того быстро, от двухсот миллисекунд до одной секунды, замирает. Более сильный звук, как это ни странно, убывает быстрее. Так, звук в контроктаве, взятый на форте, теряет половину своей громкости сразу после начала звучания, а на пиано его убывание совершается постепенно. Эффект угасания также тесно связан с темпом и с акустикой помещения.

Над умением следить слухом за протяженностью звука, дослушивать – додерживать его приходится педагогу специально работать, борясь с часто встречающейся торопливостью учеников, которые комкают концы фраз, недослушивают концы и отключаются, едва сыграв заключительный аккорд. Внимание и интерес к жизни звука – его атаке и постепенному или внезапному прекращению – надо воспитывать с первых шагов обучения.

В связи с названным свойством фортепианного звука вспомним о действующих в музыке «правилах выразительности», так длинный звук играется громче, а следующий за ним, более короткий, берется смягченно. Подобным правилом определяется и произнесение пунктирного ритмического рисунка, где более короткая длительность играется несколько тише длительности более крупной.

Следует вспомнить еще одно старинное и по-прежнему актуальное правило, определяющее интонирование двух объеденных лигой тонов, соответствующих хореической стопе. Рефлекторно-привычным должно стать для ученика исполнение такой интонации – рука весомо, но мягко опускается на клавишу, а затем запястье приподнимается, «уводя» за собой взятый как бы на выдохе звук. Освоение этой интонации начинается, чуть ли не на первых уроках.



Вести слухом каждый звук на всем протяжении, помочь ученику сформировать представление о непрерывности мелодической линии важнейшая педагогическая задача.

Третье свойство фортепианного звука состоит в том, что после его взятия мы не можем на него воздействовать.Фортепиано отличается от своего предка - клавикорда. Прием «Bebung» - дрожание, позволял, то усиливать, то ослаблять нажим пальца на клавишу, достигая своеобразного вибрато.

Осознание этого свойства фортепианного звука важно потому, что нередко играющий не умеет снять с мышц напряжение, что ведет к усталости и неправильным двигательным ощущениям ученика. Разумеется, имеются в виду длинные звуки, особенно при игре аккордов.

Тембровая окраска звука, определяется числом призвуков или гармонических обер- и унтертонов , их соотношением с основным тоном и с друг другом, связана с особенностями каждого конкретного инструмента. Производя интонировку фортепиано, настройщик накалывает специальной иглой фильц, которым обтянута головка молоточка, меняя степень его упругости, что тотчас сказывается на тембровом оттенке звучания. Обертонами богаты басовые звуки, у высоких звуков их меньше и они более слабые. Это легко продемонстрировать ученику беззвучно нажав доминантсептаккорд фа мажора в первой октаве, коротким сильным ударом заставить звучать октаву «до» в контроктаве. Стоит взять эту октаву на полтона выше или ниже указанного - эффекта «выплывания» аккорда не будет.



Четвертое свойство фортепианного звука состоит в том, что изменить его тембровую окраску пианист может, лишь изменяя его громкость. Сильный удар порождает звук богатый обертонами, он более резок и блестящ, при слабом ударе обертонов в звуке меньше, он кажется мягким и темным.

Развивать силу звука, форсировать ее, у начинающего ученика не следует, слабый голосок ребенка сам собой делается по мере роста громче и полнее. Не принесут желаемых результатов часто встречающиеся упражнения на полное расслабление руки, когда отпущенную кисть бросают на клавиатуру, потому что состояние полной расслабленности абсолютно несвойственно мышцам здорового ребенка. И если, садясь за непривычный вначале новый музыкальный инструмент, ребенок перенапрягает мышцы, то это происходит от непривычки к новой ситуации и недостаточно понятной и ярко выраженной задачи, которую ставит перед ним педагог.

Пятым свойством фортепианного звука является его нейтральность, то есть отсутствие характерности, его абстрактность.

Именно в силу этого качества О. Мессиан писал, что тембр исходит не от фортепиано, а от исполнителя. На английском рожке невозможно сымитировать звучание арфы, или звучание струнных инструментов. По словам же А.Рубинштейна рояль заключает в себе краски не одного только инструмента. Впрочем, композиторы прямо требуют этого от исполнителей-пианистов, когда пишут quasi Arpa, imitando il Flauto и т.д. Такие указания особенно часто встречаются в музыке романтиков и импрессионистов. Полезны сравнения не только со звучанием различных инструментов, но и звуками природы – грома, шумом ветра, дождя и т.п.

Наконец влияет на окраску звука и педаль. Достаточно сравнить звучность любого тона, взятого на правой или левой педали.

Осознавая эти закономерности фортепианного звука, педагог должен огромное внимание уделить развитию тембрового и динамического слуха ученика, постоянно воспитывая у него чуткость и потребность в многокрасочности звучания.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал