Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второе направление работы связано с работой над аккомпанементом, выстраиванием звучания двойных нот, аккордов и интервалов.




Работа над аккомпанементом имеет свою специфику, так как возникает проблема его соотношения с мелодической линией и достижение контраста динамики, артикуляции, тембра и способы достижения этого баланса.

В ДМШ необходимо подобрать пьесы для ученика с различными типами фортепианного аккомпанемента. Познакомить его с фигурационным, аккордовым, гармоническим аккомпанементом, а также особое время уделить работе над басом в трехсложной фактуре.

Ученик с юных лет должен приучаться к мысли, что существует огромное количество разных способов прикосновения к клавишам. Медленный, прогулочный шаг, торжественный, парадный, строевой шаг, быстрый бег, ходьба на цыпочках, чтоб не разбудить спящего - вот далеко не все возможные варианты нашего передвижения по земле. И каждый из них требует своего подъема ног, неприемлемого для другого варианта. Насколько же больше способов прикосновения пальцев к клавиатуре. Каждый звук, извлекаемый ребенком должен получить оценку педагога и маленького исполнителя, где каждый вариант прикосновения рождает иной звуковой результат.

Третье направление примыкает ко второму. Это овладение многоплановостью звучания, искусство звуковых пропорций.

Владение звуковой перспективой важно для пианиста, постоянно имеющего дело с разветвленной, многозвучной музыкальной тканью. Ученик должен ясно понимать, что происходит в музыке, выявлять весомость каждого элемента фактуры. Совместные решения педагога и ученика над тем, как выстроить динамическую, ладовую и гармоническую структуру, обсуждения на уроке рождают ассоциации, обостряют слуховое внимание.

Четвертое направление – это работа над динамическими процессами. Целенаправленная, сознательная работа над расчетом звуковых нарастаний и спадов звучности часто кажется ученику излишней. Другое дело техническая работа. С. Савшинский остроумно сравнивает этот процесс с управлением автомобилем и знаками, расставленными на дороге.

Указание crescendo или знак вилочки не всегда требует равномерного подъема звучности. Существует, так называемое, ступенчатое усиление звука, реже diminuendo. Другой вид -фактурное усиление звучности, которое осуществляется постепенным подключением голосов. Как правило, оно обычно предусмотрено композитором и выписано в тексте. Экспозиция фуги служит примером такого фактурного crescendo. Работая с учениками над такими процессами, следует привлекать его внимание на то, в каком именно месте и для чего использовано то или иное указание, обобщать сходные случаи, проводить аналогии.

Наконец, увеличение или уменьшение силы звука может сопровождаться с ускорением или торможением темпа, что дает совершенно разный художественный результат.

Пятое направление в работе над динамикой – это овладение динамикой subito. Умение резко перейти от громкой звучности к тихой. Чтобы реализовать такое звучание, надо не просто оставаться указанное время на уровне форте, а сделать к концу динамический подъем, как если бы впереди была точка, к которой движется мелодия. Следующий затем внезапный сброс громкости должен быть психологически неожиданным для самого исполнителя.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал