Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шарманщик поет 24.В церкви.




Нетрудно заметить, что в варианте первого автографа « Детский альбом» гораздо логичнее делится на микроциклы. Первый из них можно назвать утренним. Строгое размышление пьесы «Утренняя молитва» сменяется полным тревожных предвестий «Зимним утром» и завершается ласковой пьесой «Мама». Микроцикл связан и тонально. Соль мажор в начальной и заключительной пьесах.

Второй раздел – домашние игры и танцы, номера с № 4 по №11. Игры мальчиков и девочек. Цикл также объединен тонально. Ре мажор – ре минор. Вальс начинает миниатюрную танцевальную сюиту, которая составляет всего три номера №№ 9,10,11.

Далее - путешествия. Сначала по России, затем по Европе. Нетрудно усмотреть здесь биографический мотив. Мелодии « Итальянской песенки» и «Шарманшик поет», своего рода странички из дневника композитора. Темы были записаны во время путешествия в Италию во Флоренцию в 1878 году. Знаменательно, что две из четырех песенок, «Итальянская песенка» и «Старинная французская песенка», имели весьма печальный смысл для Чайковского.

Композитора поразил облик исполнителя-мальчика его голос и трагический текст, так не соответствующий детскому восприятию. Чайковский, посетив Италию, долго разыскивал его и, найдя, сфотографировал и записал у него несколько мелодий. Первую поместил в « Детском альбоме», а вторую использовал для музыки романса «Pimpinella». Тема «Французской песенки» была вторично использована в опере «Орлеанская дева» в Песне менестрелей и связана там с темой страдания и смерти.

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл составляют пьесы №№ с 19 по 24. Своеобразное возвращение домой. Первые три пьесы, драматический центр цикла. Их можно назвать ночными. Ночной кошмар « Бабы-яги» сменяется « Сладкой грезой»…

Душевный покой приходит лишь в трех последних пьесах, заключительном микроцикле. Его открывает «Песня жаворонка»,- утро приносит конец кошмарам ночи, её сменяет скорбный хор в церкви, точная «цитата» покаянного псалма. Именно эта пьеса завершает цикл во всех изданиях, но в автографе это - «Шарманщик поет». В мелодии скрыт, зашифрован, но явно узнается начальный мотив «Утренней молитвы». Теперь он звучит на терцию выше и становится более светлым и чистым. Заключительная и первая пьеса всего цикла усилены тонально, обе написаны в Соль мажоре. Последний микроцикл пьесы №№ 22,23 и 24, также имеют общий тональный план – Соль мажор, параллельный ми-минор и опять Соль мажор.

Таким образом, П.И.Чайковский выстраивает два образных смысловых ряда .

Первый – День ребенка. Утро, игры и танцы, прогулки, мечты о путешествиях и дальних странах, вечер и ночь, пробуждение при пении жаворонка, снова вечер и молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые мысли перед сном.



Второй – Жизнь человека. Пробуждение личности, размышления о религии, предчувствие опасностей и первые утраты, годы странствий, возвращение домой, жизненные коллизии, нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние, итоговое принятие жизни.

Композитор писал детский и только детский цикл, но создавался он в эпоху душевного потрясения. Мысли и чувства наполнили «Детский альбом» таким образом, что воплощение его оказалось глубже замысла.

Много тематических нитей связывает отдельные пьесы цикла с другими произведениями Чайковского, так например, « Неаполитанская песенка» заимствована из балета « Лебединое озеро», окончание «Бабы-яги» с сценой у канавки из оперы «Пиковая дама». Здесь же явно прослушивается связь с главной партией первой части Пятой симфонии.

 


Данная страница нарушает авторские права?

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.007 сек.)