Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Точка зрения, плоскость зрения и объем зрения






Точка зрения является метафорой концентративного процесса. Точка зрения означает выделение из целостной ситуации одного из ее фрагментов или аспектов в качестве ведущего. Точка зрения ис­кажает реальность так же, как искажает ее и прямая перспектива в живописи, соотнося восприятие реальности с состоянием, положе­нием или ситуативной ролью субъекта. Концентративный подход ведет к резкому преувеличению значения объекта концентрации.

Метафоры дКВ иные. Плоскостной дКВ соответствует проекция всех фрагментов и аспектов ситуации на «плоский экран» равно­мерного восприятия по всей иерархической оси - от перцептивного поля до поля идеологических или аксиологических конструкций - и уравнивание их значений. Это проекция постмодернистского под­хода. Все аспекты и точки зрения воспринимаются как равноправ­ные и равнозначные. Но плоскость зрения так же искажает реаль­ность, как и точка зрения. По-прежнему сохраняется соотнесен­ность восприятия реальности с состоянием (эгоцентричным или постмодернистским) воспринимающего субъекта.

Метафора объемной дКВ - восприятие всех аспектов ситуации такими, каковы они есть на самом деле. Объемная дКВ означает преодоление перспективного подхода, когда «ближнее» восприни­мается «большим», нежели «дальнее». Однако, для того чтобы объ­емная дКВ была полноценно реализована, необходимо превратить в объем и саму наблюдающую инстанцию. Такое превращение нельзя осуществить, соотнося наблюдающую инстанцию (как пассивный аспект «я») с визуальным, тактильным или аудио перцептивными пространствами, поскольку здесь вступают в силу ограничения са­мого аппарата зрительного или слухового восприятия. Но оно ста­новится возможным в имагинативном пространстве.

Можно выделить, по крайней мере, две психотехнические ли­нии превращения наблюдающей инстанции из точки в объем. Одна из них описана в многочисленных популярных пособиях по сосре­доточению. Обучаемому предлагается, глядя на какое-либо объем­ное тело, например спичечный коробок, представить одновременно не только одну грань, но и две, смежные с ней. Причем представить не только в боковых проекциях, но так, как если бы зрительная ось была одновременно перпендикулярна их взаимно перпендикуляр­ным поверхностям. Затем обучаемый постепенно переходит к одно­временному представлению всех шести граней, т.е. как бы превра­щает свой воображаемый глаз в охватывающую весь коробок по­верхность.

Обычно это вызывает большие затруднения. В этом случае обу­чаемому предлагается представить прямо перед собой два неболь­ших светящихся круга и начать перемещать один из них вокруг го­ловы, сохраняя другой на прежнем месте. Здесь важно преодолеть тот барьер, который возникает при размещении первого круга на оси, перпендикулярной расположению второго. Нужно «увидеть» перемещаемый кружок, не спроецированным на переднее поле зре­ния, а находящимся в плоскости, перпендикулярной той, в которой остался неподвижный кружок. Затем кружок перемещается далее, в позицию, развернутую на 180 градусов по отношению к исходной, причем так, чтобы он снова не проецировался на переднее поле зрения, а переместился бы в позицию сзади. Если это удается, вне­запно возникают переживания растяжения в кольцо исходной точ­ки зрения, превращения зрительной оси в плоскость. После этого уже несложно представить одновременно четыре кружка: спереди, сзади, сверху и снизу - по отношению к точке наблюдения.

Навык, обретенный в ходе этого упражнения, легко переносит­ся на представление коробка изнутри с одновременным представ­лением всех его шести граней, после чего переход к внешнему вос­приятию, когда точка восприятия обращается в сферу, помещенную внутрь коробка, уже не представляет трудностей.

Но мы еще не получили объемного представления. Объемным оно становится лишь при совмещении этих двух представлений - изнутри и снаружи. Нет нужды говорить, что явным или неявным предусловием успешности этой процедуры является объемная дКВ по имагинативному полю.

Вторая линия основана на более сложном маневре. Объемное восприятие тела как актуальный факт дано нам при соматической дКВ. Все внутрителесные ощущения даны в объеме, и остается толь­ко «привязать» визуальную модальность к соматическим переживаниям. Для этого необходимо в процессе дКВ-дедифференцировки довести полимодальную дКВ до уровня, когда теряются межмодаль­ные перцептивные различия. В этом случае при возвращении к уровню соматической объемной дКВ необходимо наслоить на про­цесс дКВ-редифференцировки синестетические механизмы, пере­водящие соматические ощущения в их визуальные эквиваленты. Понятно, что объемное визуальное пространство, полученное таким способом, является не перцептивным, а имагинативным, что и необ­ходимо для построения пространственной метафоры объемного сознания. Эта тонкая психонетическая операция требует, конечно, полного контроля над процессами внимания и эйдетического пре­образования образов.

5.2. Деконцентрация во времени: длящееся настоящее

Первоначальная техника дКВ связана с пространственным рас­пределением внимания, поскольку в начальные приемы не включа­ются процессы памяти. Но дКВ легко переносится на процессы, имеющие длительность. Тогда сама длительность становится анало­гом пространства, в котором располагаются события. Но события располагаются не как воспоминания в памяти, а как актуальные восприятия в настоящем. Начало и конец процесса, подвергшегося дКВ, становятся субъективно одновременными. Близким аналогом этого являются феномены ретроактивной маскировки, когда после­дующее событие становится причиной изменения предыдущего

восприятия.

Обычная речь и ее понимание также дают нам примеры того, как последующее во времени событие меняет восприятие предыду­щего. Начиная фразу, мы, как правило, еще не уточняем, в каком значении используются первые слова. Услышав фразу, начинаю­щуюся словом «есть», мы еще не знаем значения этого слова, и только продолжение фразы, отделенное от «есть» определенным временным интервалом, наделяет его этим значением - «Есть у меня ложка и вилка», «Есть, товарищ командир» или «Есть хочется». Сло­во «есть» здесь существует лишь в контексте развернутой в дли­тельность фразы. Это означает, что все компоненты фразы сосуще­ствуют в рамках актуального настоящего. В отличие от логических конструкций настоящего, его реальное восприятие - не мгновение, а имеет определенную «толщину», определенный «объем», соответствующий длительности фразы, воспринимаемой как единое целое. Этот естественный «объем» может быть значительно расширен с, помощью специальных психотехник.

ДКВ по чистой длительности, содержащей ряд событий, хронодеконцентрацию (хроно-дКВ), трудно осуществить тем же спосо­бом, что и визуальную, аудио или соматическую деконцентрации. Сам «орган восприятия времени» недостаточно дифференцирован и позволяет оценить лишь соотношение длительностей и последова­тельность заключенных в длительности событий. При этом собы­тия вначале должны быть «растворены» в длительности, понимае­мой как фон, а это значит, что первоначальным объектом дКВ долж­на служить длительность как таковая. Только после того, как дКВ по чистой длительности стала устойчивой, в нее могут быть введены в качестве объектов те или иные события, образующие содержание актуального настоящего. «Толщина» этого настоящего соответству­ет длительности, на которую распространилась дКВ.

Из этого рассуждения вытекает и техника хроно-дКВ. Вначале нужно выбрать протекающий в сознании процесс, который позво­лил бы выделить переживание длительности в чистом виде. В нашей практике обычно используется следующий прием.

Обучаемому предлагается в качестве объекта KB некоторый простой визуальный объект, например небольшой черный круг на белом фоне. Сначала KB проводится по стандартной инструкции: одновременная концентрация на воспринимаемом круге и его во­ображаемом эквиваленте. Далее воображаемый круг заменяется на воспоминание о круге, каким он был мгновение тому назад. Обучае­мому дается инструкция наблюдать «нарастание» круга во времени - оставаясь идентичным себе, он каждое последующее мгновение становится иным, располагаясь в разных точках длительности. Обу­чаемый должен сосредоточить усилия на расширении интервала концентрации от образа, помещенного в исходный момент времен­ного интервала, до существующего в данный момент. Выполнение инструкции означает, что весь интервал подвергся дКВ. Поскольку образы идентичны, дКВ была применена к чистой длительности.

Наполнение интервала в этом состоянии различными события­ми делает их субъективно одновременными. Тем самым приобрета­ется опыт построения одной из осей объемного сознания. Но про­странственная и временная объемности еще недостаточны для того, чтобы охарактеризовать сознание как объемное.

 

5, 3. Деконцентрация: осознание фона и невидимого

ДКВ есть способ превращения невидимых составляющих фона видимые и осознанные при сохранении их специфики. Невидимое влияет на видимое подобно тому, как фон влияет на восприятие фигур. Столкновение с невидимым в сознании {невидимое в созна­нии не совсем точно называют бессознательным, но оно не бессоз­нательно, оно также сделано из «материи сознания» и невидимо только для «я») обычно порождает две возможные стратегии.

В первом случае принимается стратегия опоры на наиболее контролируемые элементы сознания - рациональные рафиниро­ванные структуры - и тем самым выстраивается линия обороны против невидимого. Это стратегия сужения сознания, позволяющая сохранить контроль за счет сокращения контролируемой террито­рии.

Другая стратегия - принятие большей ценности невидимого, отказ от роли субъекта. С легкой руки Фридриха Ницше эта страте­гия почему-то получила название дионисийской.

Но возможен и третий вариант - распространение сознания на невидимое без уничтожения его специфики. Начальная его фаза - осознание фона, провоцируемое практикой дКВ. Самое резкое и культурно обработанное противопоставление фона и оформленных фигур наблюдается в зрительном восприятии. В визуальном поле легко обнаружить силы, содержащиеся в фоне и меняющие воспри­ятие локальных фигур. Поэтому фон мы не можем отнести к катего­рии невидимого. Фон - это видимая, но не дифференцированная составляющая зрительного восприятия.

Кроме фона, визуальное перцептивное поле демонстрирует и пример собственно невидимого. Это то, что находится за пределами поля зрительного восприятия, например в районе затылка. Это поле за пределами восприятия. В этой зоне нет черноты отсутствия восприятий - там нет ничего, и вместе с тем эта зона существует. Ее парадоксальное существование является образцом актуального присутствия невидимого. Если перцептивный фон не может быть осознан так же, как и дискретные фигуры, то в еще большей степени это касается невидимого. Его осознание - еще один шаг, удаляющий нас от детально разработанных в ходе жизни дифференцированных Форм восприятия. Понять эту область, осознать, не разрушая ее специфики, можно, лишь опираясь на технику дКВ.

В области невидимого исчезает противопоставление KB и дКВ и в плане психотехнической организации процесса, и в плане результирующего состояния. Осознанное переживание невидимого не яв­ляется результатом дКВ: невидимое лишено пространственной про­тяженности и тождественно себе во времени, а процесс и результат дКВ предполагают наличие пространственного или временного про­тивопоставления фигуры и фона. Но невидимое не является и ре­зультатом KB, поскольку отсутствует выделенная фигура - объект внимания. Скорее, здесь можно говорить о парадоксальном третьем состояниивнимания - его отсутствии при сохранении осознания. Напрашивающиеся аналогии с йогическим самадхи и буддийской нирваной не должны вводить в заблуждение: самадхи и нирвана - онтологические состояния, третье же состояние внимания как ре­зультат KB и дКВ относится к локальным ограниченным технологи­ческим областям.

Перемещение внимания в область невидимого легче всего осуществить в логике последовательного развития визуальной дКВ. После равномерного распределения внимания по всему полю зрения оператор концентрирует внимание на границах поля зрения -на зоне перехода в невидимую область. Теперь ему остается только продолжить этот процесс и перейти к концентрации внимания зоне за пределами зрительного восприятия, что равносильно пре­кращению внимания как процесса по причине отсутствия объект внимания. При этом предельная напряженность такого перехода позволяет сохранить высокий психический тонус.

Таким образом, дКВ позволяет добавить к осознанным облас­тям восприятия и фон, и невидимое, которые всегда сопровождают любое восприятие дискретных фигур, но до сих пор не получили в культурной практике статуса, соизмеримого со статусом фигуратив­ных (в предельно широком значении этого слова) областей. Введе­ние в осознание фона и невидимого является еще одним предусло­вием формирования объемного сознания и его основы - тотального внимания.

Но объемное сознание предполагает преобразование и самого: мышления.

 

5, 4. Двоемыслие

Однажды к преподобному Серафиму Саровскому обратился инок с жалобой на нечестие игумена. Преп. Серафим посоветовал молиться, чтобы Бог даровал ему такое устроение души, которое позволяло бы одновременно и видеть, и как бы не видеть прегре­шения игумена. С психологической точки зрения, речь шла об осо­бом механизме, который полтора столетия спустя был описан Дж.Оруэллом. Его роман «1984» считается классикой антиутопии, но для психолога он чрезвычайно интересен точным описанием многих психологических механизмов. Оруэлл описал двоемыслие как один из ключевых психологических механизмов обеспечения лояльности граждан утопического тоталитарного общества. Но для нас особый интерес представляет подробное описание психологии двоемыслия, безотносительно к тому, на каком уровне - адекватном или неадекватном - осуществляется эта процедура:

«Двоемыслие - это способность придерживаться одновременно двух взаимоисключающих убеждений и верить в оба. Весь этот процесс должен быть осознанным, в противном случае его не осуществишь достаточно четко, и б то же время процесс должен быть бессознатель­ным, иначе останется ощущение лжи, а значит, и вины... необходимо твердить сознательную ложь и искренне верить в нее, забывать любой неудобный факт, а потом, когда понадобится, извлекать его из забве­ния на какое-то время, отрицать объективную реальность и в то же время учитывать ее, несмотря на отрицание, и принимать в расчет. Даже употребляя слово «двоемыслие», необходимо применять двое­мыслие. Ибо, употребляя это слово, вы признаете, что искажаете ре­альную действительность, но, прибегнув к двоемыслию, вы стираете в памяти это признание. И так без конца, ложь должна на один прыжок опережать правду».

Двоемыслие столь же сложно и столь же возможно в осуществ­лении, как и одновременное восприятие двух альтернативных фи­гур или целостное восприятие «невозможных» фигур. Но при этом совмещаются уже не чувственные восприятия, а две и более логи­ческие реконструкции явления, две или более (в том числе и поляр­ные) оценки и т.д.

Двоемыслие, а точнее, многомыслие, достижимо с помощью техники переноса перцептивных феноменов в пространство мыслительных операций. Для этого достаточно увязать мыслительные конструкции и операции не со словами, а с альтернативными фигурами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.